Состоявшаяся вчера первая отгрузка с третьей линии «Ямал СПГ» ознаменовала выход арктического мега-завода на плановую мощность (16,5 млн т) на год раньше срока. Событие также совпало с фактически первыми заявлениями основного акционера и главы «Новатэка» Леонида Михельсона о том, что уже работающий «Ямал СПГ» столкнулся с какими-то проблемами извне. «Уже сегодня мы видим, что Норвегия из-за наших перевалок СПГ столкнулась с давлением со стороны западных партнеров, поэтому нам нужно как можно быстрее запускать перевалку в бухте Ура», — заявил Михельсон на совещании по вопросам развития Арктики. Характер и конкретный источник давления он не уточнил.
Перевалка, о которой говорил Михельсон, состоялась 26 ноября в районе порта Хоннингсвог. Она позволила почти в два раза сократить путь, который танкер ледового класса должен преодолеть, чтобы доставить поставку с «Ямал СПГ» в Европу. Уже через несколько дней представитель Госдепа США в комментарии Reuters раскритиковал перевалку ямальского газа в норвежских водах. «В то время, когда российский газ составляет все большую долю европейского импорта энергоносителей, дополнительные объемы российского газа подорвут усилия Европы по диверсификации энергетики». В Министерстве нефти и энергетики Норвегии заявили Reuters, что не обеспокоены перевалкой ямальского газа, и назвали ее коммерческим проектом.
Условные «западные партнеры» уже однажды усложнили жизнь «Ямал СПГ». Введенные в 2014 году против «Новатэка» и партнера Михельсона Геннадия Тимченко
F 5 американские санкции существенно осложнили поиск заемного финансирования для проекта. Знакомый Михельсона рассказал Forbes, что сотрудники «Новатэка» в личных беседах с представителями Госдепа США якобы получали недвусмысленные намеки: санкции введены, чтобы навредить «Ямал СПГ». Экономическая логика в этом есть. В это время в США бурно развивалась сланцевая добыча. Построенные в начале 2000-х регазификационные терминалы, которые могли бы принимать поставки СПГ, перестраивали в заводы по сжижению. США хотели войти в число крупнейших мировых поставщиков СПГ. Экспорт СПГ США начали почти на два года раньше «Новатэка» и партнеров — в феврале 2016 года. Собеседники Forbes считают, что тема поставок американского СПГ в Европу до сих пор остается крайне политизированной. И вспоминают подписанный недавно 20-летний контракт на поставку американского СПГ в Польшу, по которому покупатель согласился взять на себя транспортные расходы.
Впрочем, никакого давления на «Новатэк» со стороны США не существует, уверен Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности. «Никакой охоты на «Ямал СПГ» со стороны американцев нет. У компании европейские акционеры и огромное количество иностранных подрядчиков. Сравните «Ямал СПГ» с ситуацией вокруг «Северного потока-2», где разворачивается настоящая истерия», — указывает эксперт. По словам Симонова, сегодня нет и глобальной конкуренции между российским и американским газом. «Говорят, что на рынке все толкаются локтями, но это скорее опасения на будущее. Пока что у «Ямал СПГ» нет проблем со сбытом, нет их и у «Газпром
а». В будущем конкуренция между американским и российским газом возможна — но это если мы не верим в прогнозы российского Минэнерго, который считает, что в ближайшие 15 лет на мировом рынке возникнет никем не заполненная ниша спроса на 196 млн куб. м газа», — отмечает Симонов.
Партнер RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что перевалка в Норвегии для «Ямал СПГ» была разовой и пробной. У «Новатэка» с партнерами есть долгосрочные контракты по перевалке в порту Роттердама — туда и идут основные поставки ямальского газа. «Насколько мне известно, никаких реальных проблем у норвежцев не было. Никакой разницы в том, будет ли перевалка в Норвегии или Роттердаме, с точки зрения диверсификации энергоснабжения Европы, нет. К тому же Норвегия не член ЕС», — комментирует Крутихин заявления представителя Госдепа США.
По мнению Крутихина, заявления Михельсона стоит воспринимать как попытку ускорить строительство перевалочного пункта в Мурманской области, где находится бухта Ура, и сэкономить за счет бюджетного финансирования. «Хотя экономичнее всего было бы действительно организовать перевалку в Норвегии — такие расчеты существуют еще со времен проработки Штокмановского проекта «Газпром
а», — говорит Крутихин. Михельсон действительно планирует привлечь государственное финансирование для строительства перевалочного хаба мощностью 20 млн т СПГ в бухте Ура. Правда, составит оно немногим более 1% от предполагаемого объема инвестиций — 900 млн рублей от 70,1 млрд рублей. Куда больше могут составить бюджетные вложения в перевалку на Камчатке, которая также есть в планах «Новатэка», — 30,3 млрд рублей из 100,2 млрд рублей, по оценкам министра транспорта Евгения Дитриха.