ФАС возбудила дело на самарского губернатора Николая Меркушкина, сотрудников «Газпрома» и регионального министерства энергетики, обвинив их в нарушении закона о конкуренции. «Действия властей Самарской области могли привести к устранению конкуренции на рынке транспортировки газа», — говорится в сообщении ведомства. Речь идет о том, что в утвержденной схеме газоснабжения области не учитываются интересы второй действующей в регионе компании — Средневолжской газовой.
После этого местные журналисты привычно принялись обновлять сайт Кремля, отыскивая указ о губернаторской отставке. Осенью прошлого года слухи об отставке ходили активно, но оказались бесплодными. И на этот раз кремлевский сайт надежд самарских жителей не оправдал. Между тем за четыре с небольшим года Меркушкин сумел превратить донорский регион в дотационный.
Тольятти, официально признанный моногород, за два года потерял около двадцати тысяч рабочих мест. Прекратил существование дочерний «АвтоВАЗагрегат», работнице которого на вопрос о сроках погашения задолженности по зарплате губернатор коротко и ясно ответил: «Никогда». Две тысячи человек полгода сидели без денег, обедая семьями в столовых для бездомных.
В Жигулевске работы нет совсем. Жигулевск — маленький город, он расположен от Тольятти через Волгу. Здесь в начале прошлого года прекратило деятельность ЗАО «Жигулевские стройматериалы», освободив от служебных обязанностей 250 сотрудников. Чуть позже еще 120 городских жителей получили уведомления об увольнении: закрылось предприятие, выпускающее электронные браслеты слежения для заключенных (известны как браслеты Реймера). 370 человек для маленького Жигулевска — это много.
Самарский ОАО «Авиакор — авиационный завод» перешел на сокращенную рабочую неделю за отсутствием госзаказов у предприятия. В 2014 году закрылась Обшаровская птицефабрика — здесь без работы остались 900 человек. Помимо собственно Обшаровки пострадали села Тростянка и Нижнепечерское, поселки Гаркино и Золотая Горка, для жителей которых закрывшееся предприятие было единственным местом работы. На прилавки самарских магазинов потрошеными рядами послушно легли мордовские куры.
Прослужив два с половиной года президентским назначенцем, летом 2015-го Николай Меркушкин решил «пройти через народ» и организовал выборы. О, это были лучшие выборы сезона! Они состоялись 14 сентября и показали великолепный результат — 91,3%. Такого не было даже в Мордовии, где Николай Меркушкин служил республиканским главой в течение 17 лет.
Избравшись всенародно, губернатор немедленно приступил к реформе местного самоуправления, сначала лишив Самару возможности выборов мэра, а затем возродив болезненный институт районных советов: каждый из девяти районов города теперь выбирает районные советы, их численность составляет от 24 до 40 человек (в совокупности — 284). Прямые выборы в гордуму отменены.
Одним из самых грандиозных и скандальных проектов губернатора стало возведение стены почета на площади Славы в Самаре. Бетонная стена, облицованная мрамором, расположилась волей заказчика на склоне, скрыв от условного наблюдателя панорамный обзор Волги. Не говоря уж о том, что горожанам стена почета не нужна ни на склоне, ни в любом другом месте.
Целый год город сотрясал скандал вокруг объединения вузов, инициированный Николаем Меркушкиным. Кремлевский тренд: раз положено все объединять, будем все объединять. Предложение слиться в единый вуз трем университетам (СамГУ, СГАУ и СамГТУ) было встречено первоначально в штыки преподавателями и студентами. Однако в ходе многоходовой и многоуровневой подготовки Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева (СГАУ) и Самарский госуниверситет (СамГУ) объединяться согласились, а «политехи» (СамГТУ) отстояли самостоятельность и теперь с нетерпением ждут, когда превратятся в техникум, как обещал рассерженный губернатор. А губернатор сердился сильно. Выступая перед трудовым коллективом строптивого СамГТУ, он сказал: «Будете самоубийцами, как Александр Матросов».
На создание пресловутого «положительного образа» главы региона тратятся солидные суммы: памятен аукцион для федеральных печатных изданий на публикацию двух статей о хорошей работе областного правительства, цена — 5 миллионов рублей.
«Хорошая работа областного правительства» сделала Самару городом запрещенных митингов с самым высоким в России уровнем отказа властей в согласовании мероприятий — 23%.
Побывал губернатор и на скандальном «утреннике мэра Фурсова». Шумиха вокруг самарской администрации стала одним из ярчайших событий в декабре 2015 года, когда глава города справил свой день рождения за 10 миллионов рублей, вольно распоряжаясь административным ресурсом и бюджетными средствами. Губернатор ситуацию не комментировал и делал вид, что ничего не произошло, но все же был вынужден ответить на прямой вопрос тележурналиста: а не озверела ли администрация и где тут борьба с коррупцией? Но лучше бы не отвечал. Понять из губернаторского ответа можно было лишь то, что губернатор взволнован:
«Сразу хочу сказать, что это игра. Причем игра политическая. Игра политическая. Лишь бы, может быть, наделать шума. Кто-то хочет, может быть, из политических фигур показать свои возможности, что он может. И если кто-то не совсем с ним согласен, он может поступить точно так же с другим. Поэтому имейте в виду. Ну, условно. Вот. Но это тоже звучит слишком уже устарело. Это тоже душок из девяностых. Душок из девяностых».
Своими лингвистическими талантами Николай Меркушкин славится широко. Его высказывания мгновенно раздергиваются на анекдоты, мемы и частушки. Особенно любимы народом «маховик добрых перемен» и «мордовский панцирь» — не спрашивайте только, что это такое. Цитаты из Меркушкина зажили собственной жизнью, как это и бывает с яркими, самобытными высказываниями: к примеру, к 135-летию жигулевского пивзавода глава региона сообщил, что пиво — «краеугольный камень».
Прекрасны были все речи губернатора в ходе предвыборной кампании 2016 года. Николай Меркушкин настаивал, что Самарская область — средоточие интересов ЦРУ и американских шпионов и что почту областного правительства уже вскрыла западная разведгруппа, а Галина Старовойтова — связной госдепа. «Пятая колонна» раскачивает лодку, дядя Сэм вредит здоровому развитию региона, врагами исполняется «план Даллеса», голосовать нужно правильно и…
«это не я не сделал для народа, это вы сами сделали так, что для народа мы ничего не сделаем».
Не достроим, например, несчастный футбольный стадион, сметная стоимость которого росла и росла, и в Самару сновали и сновали министерские комиссии и комиссии ФИФА. Первоначально предполагалось, что строительство стадиона «Самара-Арена» обойдется в 13 млрд рублей — приблизительно столько же, сколько остальные стадионы, возводимые к ЧМ-2018. Однако сейчас уже речь идет о 23 млрд.
Самарские школьники имеют постоянную возможность лицезреть портрет губернатора. По заказу Минобрнауки отпечатано свыше 200 тыс. школьных дневников с обращением губернатора региона к школьникам (и всего-то за 20 млн рублей).
Николай Меркушкин предложил использовать для поднятия региона с колен личные накопления жителей.
Николай Меркушкин на праймериз в 2015 году по своей воле вместо победителей в списки добавил личных кандидатов, в дальнейшем исключенных оттуда решением генсовета «ЕР».
Николай Меркушкин предложил превратить Ботанический сад — в Космический. Не спрашивайте.
Эксперты центра информационных коммуникаций «Рейтинг» подвели итоги 2016 года. 85 руководителей субъектов РФ были расставлены «по местам» в соответствии с оценкой их деятельности. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин потерял в рейтинге 35 позиций, сместившись на 70-е место, оказавшись пятнадцатым с конца. Дно уже близко.