Вчера состоялась закладка первого камня нового терминала внутренних линий для курского аэропорта. Как сообщает корреспондент The Moscow Post, на мероприятии собралась вся элита города и области, включая врио губернатора Романа Старовойта, помпезно пообещавшего открыть новую часть воздушной гавани уже к 2021 году.
При этом немалое удивление экспертов и вообще всех людей, способных видеть дальше своего носа, вызвали детали проекта: на его реализацию потратят всего 350 млн рублей. Что можно построить на эти деньги – вопрос крайне интересный, ведь по нынешним меркам такой суммы хватит разве что на не самое дорогое оборудование для этого терминала. А как же стены, коммуникации и прочие "мелочи"?
Еще интересней, кому достался такой подряд. Компанией застройщиком, с которыми власти благосклонно заключили концессию (да еще и предоставили для этого земельный участок – без торгов!) выступила некая местная "конторка" ООО "Браво". Которая оказалась… рекламным агентством.
Именно "конторка", ведь работает в ней один человек - гендиректор Михаил Кон. А само общество зарегистрировано всего год назад. Причем, как микропредприятие – субъект малого и среднего бизнеса с уставным капиталом аж в 10 тыс. рублей.
"Шарашкина конторка"
Чудеса, да и только: один из важнейших инфраструктурных проектов отдают неведомо кому, с неведомыми источниками финансирования. Очень похоже на какую-то аферу главы региона Романа Старовойтова. Но "похоже" - лишь до того, как узнаешь конечного бенефициара ООО "Браво" и всего проекта.
По информации из разных источников им является никто иной, как петербургский Холдинг "Адамант" в лице его бессменного совладельца Владимира Голубева. Он же, по слухам - "Бармалей", он же "Сизый", он же "Голубь" - один из самых известных и одиозных криминальных авторитетов Северной столицы, "наломавший" немало дров в 90-е.
Само становление "Адаманта" - крупнейшего собственника и арендатора торговой недвижимости в Санкт-Петербурге, основанного в 1992 году, давно уже стало притчей во языках. Отвечая на вопрос, каким образом компания смогла вырасти в такого гиганта, пережив все перипетии 90-х годов и криминал, можно предположить, что без этого самого криминала там не обошлось.
Компанию основали Игорь Лейтис и Михаил Баженов, накупив за наличку финских унитазов (изначально бизнес специализировался на продаже сантехники). Позднее Лейтис, отвечая на вопрос, как им удалось выжить в криминальном Петербурге тех лет, в интервью Forbes осторожно отвечал: "Мы всегда договаривались, и поэтому у нас в некоторых комплексах есть совсем сторонние акционеры".
Да-да, именно всем известный Владимир Голубев - из их числа. А теперь частью дел папы заправляет и его сын Максим Жуков, который, по мнению многих, пошел по стопам отца. Возвращаясь к курскому терминалу, на закладке "первого камня" в составе официальной делегации присутствовал член совета директоров ООО "Браво" Дмитрий Быков, которого СМИ давно уже называют прямым представителем Максима Жукова.
Семейный подряд
А вот это уже выглядит, как самая настоящая экспансия семейства Голубевых на Курскую землю. Ведь в конце прошлого года именно структурам питерского миллиардера Максима Жукова продали 51% акций курской корпорации "ГРИНН". А занимается она для того же "Адаманта" вполне профильными вещами: управлением сетью продовольственных гипермаркетов торговой марки "Линия", а также поставками, продажами и сервисным обслуживанием грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, МАN. Следующий шаг – "прихватизация" курского аэропорта?
И вот с этими людьми и их "Адамантом" - возможно, через ряд посредников и подставных фирм, "договорился" глава Курской области Роман Старовойт? Учитывая их прошлое, на месте жителей региона было бы наивно ждать реализации проекта "без сучка, без задоринки". Зато вполне логично ожидать утяжеления "мошны" Максимкиного авторитетного папы и связанных с ним структур в Северной столице за счет одного из важнейших инфраструктурных проектов Курской области.
На какие деньги возникло и живет ООО "Браво", получившее терминал в концессию от Старовойта, непонятно точно также, как и то, на какие деньги возник "Адамант". Ведь приобретая унитазы для начала своего дела, молодые предприниматели Лейтис и Баженов заплатили наличностью не сколько то, а 30 тыс. долларов. Очень немалые по тем временам деньги. Поговаривают, что финские продавцы сантехники были от такой сделки немного в шоке - такого предложения им не поступало никогда. Да и могли ли они отказаться, учитывая специфику тех лет?
Молодые да борзые
Стоит также вспомнить, как молодые партнеры Лейтис и Баженов начали заниматься торговой недвижимостью. Собственно обслуживанием торговых площадей - тогда рынков, на территории Санкт-Петербурга. Если в 1993 году они только берутся "привести в порядок" огромный рынок в Купчино, то в 1997 году партнеры "держали" уже целую сеть рынков (в основном базирующихся у станций метро).
Примечателен случай с рынком в районе станции метро ул. Дыбенко, где, судя по всему, все проходило не так гладко. На территории рынка собирались стихийные ларечники, которые отказывались съезжать со своих мест, хотя и занимали их незаконно. Полиция тогда умыла руки, но не умыли руки представители "Адаманта": всего за одну ночь рынок огородили бетонным забором и отключили там электричество.
После этого "договориться" с ларечниками, судя по всему, стало проще - они дельцов больше не беспокоили. Могла ли такая "операция" быть совершена без ведома криминальных структур тех лет, при полном самоустранении органов правопорядка - вопрос, на наш взгляд, риторический.
Может быть, именно тогда они молодые да борзые Лейтис и Баженов "договорились" с Голубевым? Человеком, по мнению многих, способным как на компромисс, так и на жесткую борьбу - и не факт, что всегда законную. Ведь провернуть такую авантюру без согласований с другими криминальными боссами было практически невозможно.
И, может быть, именно так сегодня Голубев, никак не идущий на "посадку", и стоящие за ним структуры вроде ООО "Браво" договариваются с властями регионов, поджимая под себя не только торговые площади и иную недвижимость, но и крупные инфраструктурные объекты?