Обвинили задним числом в организации опасных гонок, придумали несуществующих пострадавших, а заодно приписали поджог гаража, в котором признались другие лица, — так краснодарские правоохранители обошлись со спортсменом, вскрывшем аферу с гоночной трассой на три миллиарда рублей. На активиста попытались повесить два уголовных дела, одно из которых развалилось практически сразу, а другое — на стадии суда. Однако, за незаконное преследование пока не ответил никто из региональных правоохранителей.
Проблемы с законом у краснодарского гонщика Романа Любименко начались из-за турбодрома “Белая стрела”. Сначала он стал инициатором строительства трассы для соревнований, а затем оказался в числе активистов, помешавших ее сносу для строительства жилых домов. Любименко вскрыл, что компания «Строй Интернейшнл» получила участок под автодромом стоимостью почти 3 млрд рублей за бесценок в результате сомнительных сделок.
Но региональные правоохранители вывели участников махинаций из-под ответственности, а защитника стадиона обвинили в проведении гонок, не соответствующих нормам безопасности. Их не смутило, что пострадавших во время соревнований не было, а выводы о потенциальной опасности трассы касались периода, когда гонки уже не проводились.
На фоне общественного резонанса проверить подозрительное дело сначала затребовал председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, а затем — генпрокурор Игорь Краснов. В итоге, к октябрю материалы из суда вернули следствию. По мнению, Романа Любименко за организацией его уголовного преследования могло стоять руководство компании «Строй Интернейшнл», причем, давление на него пытались оказать не только через “гоночную” статью.
Сюрприз от незнакомки
Еще одно уголовное дело, в которое попытались вписать гонщика, касалось возгорания гаражей в сентябре 2019 года. По данному факту в управлении МВД России по Краснодару возбудили уголовное дело по ч.2 ст. 167 УК РФ — “Умышленное уничтожение имущества путем поджога”.
В ходе проверки полиция установила, что пожар произошел по вине четырех учеников 5-6 классов. Компания несовершеннолетних разводила костер и не уследила за огнем, который перекинулся на гаражи. Дети сначала пытались потушить пламя самостоятельно, а когда попытка не удалась, испугались и убежали домой. Личности виновников были установлены, подростки сознались в содеянном и заявили, что злого умысла у них не было. Их слова подтвердились и в ходе пожаро-технической экспертизы, установившей отсутствие факта умышленного поджога гаражей.
В итоге, городское управление МВД прекратило уголовное производство ввиду отсутствия состава преступления. Но летом 2020 — спустя почти год после инцидента — прокуратура Краснодарского края вернула дело на дополнительную проверку. А вскоре выяснилось, что обстоятельством, потребовавшим изучения материалов под новым углом, оказалась возможная причастность к делу Романа Любименко.
“Показания на меня дала бывшая жена владельца одной из поврежденных машин. Эта женщина заявила, что пожар был поджогом, и его организатором мог стать я — из-за неприязненных отношений к ней. Хотя эту женщину на очной ставке я увидел в первый раз”, — рассказал редакции гонщик.
Также в ходе очных ставок выяснилось, что разводившие костер подростки с Любименко знакомы не были, причем, свои показания о случайности возгорания школьники не изменили. Тем не менее, в течение 2020 года Романа Любименко несколько раз вызывали на опросы в полицию.
Они в курсе:
— губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев
— прокурор Краснодарского края Сергей Табельский
— руководитель СУ СКР по Краснодарскому краю Андрей Маслов
— глава ГУ МВД Краснодарского края Владимир Андреев
“Дело вел следователь Антон Полихронов. В ходе опросов он предлагал мне во всем сознаться, намекая, что в противном случае ответственность для меня будет еще тяжелее. А мои доводы об абсурдности обвинений Полихронов полностью игнорировал”, — отметил Любименко.
Прекратили данное производство кубанские подчиненные Владимира Колокольцева лишь 29 мая 2021 года по той же причине, что и в первый раз, — ввиду отсутствия состава преступления.
Прокурорские совпадения
Впрочем, по мнению гонщика, причина возгорания гаражей правоохранителям была понятна сразу, а за попыткой его привязки к этому делу стоит конфликт вокруг турбодрома “Белая стрела”. Любименко обратил внимание на явное совпадение дат.
В январе 2020 года на основании его показаний о незаконной передаче земли под стадионом в собственность «Строй Интернейшнл» было возбуждено дело о мошенничестве против директора компании Артура Аванесяна, а в апреле по настоянию прокуратуры Краснодарского края обвинения с Аванесяна были сняты.
В мае, также на основе поступивших из надзора материалов, в отношении Любименко было возбуждено уголовное дело об организации автомобильных соревнований на трассах, не соответствующих нормам безопасности. А летом — снова по сигналу прокуратуры — в городском УМВД начали проверку защитника автодрома на предмет причастности к пожару в гаражах.
Они должны быть в курсе:
— генпрокурор Игорь Краснов
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— глава МВД Владимир Колокольцев
Эти совпадения Любименко считает неслучайными — он полагает, что краснодарские подчиненные Игоря Краснова могли действовать в интересах руководства девелоперской фирмы, завладевшей землей под автодромом.
Обыск под надзором
Теперь активист планирует привлечь к ответственности правоохранителей, которых он считает виновными в своем уголовном преследовании и фальсификации доказательств. Начать он решил с “гаражного” дела.
В октябре 2021 года Любименко написал заявление прокурору Краснодарского края Сергею Табельскому. Он попросил организовать проверку в отношении следователя Антона Полихронова. В письме гонщик указал, что у правоохранителя могли быть коррупционные мотивы и заинтересованность в исходе дела. Также гонщик обратил внимание на то, что полиция в рамках дела о поджоге пыталась организовать обыск его квартиры, который не состоялся, поскольку никого не было дома.
Как указывает Любименко, Полихронов незаконно получил в суде разрешение на следственные действия, скрыв от Фемиды показания школьников, признавшихся в причастности к пожару, а также заключение экспертизы, установившей, что факта поджога не было. Табельский передал заявление Любименко прокурору города Краснодара Александру Лихонину, который удовлетворил жалобу лишь частично.
Из ответа Лихонина следует: подавая заявление на обыск квартиры Любименко, полицейский действовал правильно, а нарушил он закон, поскольку в итоге данный обыск так и не был проведен. В итоге, прокуратура города Краснодара внесла представление в адрес городского УМВД, и Антона Полихронова привлекли к дисциплинарной ответственности.
Оценку возможным коррупционным мотивам следователя Александр Лихонин не дал вообще. Романа Любименко такой исход не удовлетворил — 13 декабря он написал повторное заявление в адрес Сергея Табельского. На этот раз гонщик попросил дать оценку действиям не только полицейского, но и городского прокурора, который не заметил нарушений следствия. Ответа от главы краевого надзора Любименко пока не получил.