Очередная коммунальная катастрофа в Москве поставит крест на карьере Петра Бирюкова и вызовет вопросы к Сергею Собянину?
В новогодние праздники отличилась руководимая Сергеем Собяниным столица нашей Родины. Без энергоснабжения из-за пожара на Бескудниковской подстанции осталось около 40 домов на северо-востоке Москвы. И вместо новогодних праздников люди получили коммунальную катастрофу с прорывом труб и кипятком, заливающим квартиры и подъезды.
В Следственный комитет уже летит обращение от местных жителей. Прилетело оно и в Редакцию The Moscow Post. Разбираемся, кто виноват и что делать.
Все шишки Бирюкову
Энергетические сети в Москве обслуживает ПАО "МОЭК" – дочерняя структура "Газпрома" – несмотря на постоянные скандалы с прорывами труб неудивительно, что ей достался такой лакомый кусок местного бюджета. Когда-то нынешний начальник московского ЖКХ Петр Бирюков входил в совет директоров компании.
Собственно, именно ему местные жители, в частности обратившаяся в Следком и к нам пострадавшая от коммунальной аварии горожанка Ирина, приписывают развал московского ЖКХ.
Жительница города по факту случившегося просит:
1. Дать правовую оценку ответственности электросетевой и энергосбытовой компаний в связи с пожаром 04 января 2024 года на Бескудниковской подстанции в СВАО г. Москвы;
2. Провести пожарно-техническую экспертизу, для выявления причин пожара и определить круг лиц, виновных в доведении Бескудниковской подстанции в аварийное состояние;
3. Выдать рекомендации московскому правительству, в рамках ваших (речь идет о главе СК Александре Бастрыкине – прим. ред.) полномочий в организации потерпевшим гражданам возмещение нанесенного ущерба в материальном и моральном выражении;
4. Возбудить уголовное дело и наказать виновных, спровоцировавших и допустивших аварийную ситуацию на Бескудниковской подстанции согл.ст.215.1 УК РФ. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения;
5. Отправить в отставку команду Бирюкова за разваливание ЖКХ г. Москвы.
Но отключение энергии – это далеко не самое неприятное, с чем пришлось столкнуться горожанам на фоне случившегося. По словам горожанки, на фоне аварии о себе дали знать другие проблемы: в домах лопаются трубы, что ежедневно провоцирует протечки в квартирах – причем как в старых, так и в новых. А течет, напомним, горячая вода.
При этом еще 4 января, в день, когда случилась авария, гражданин градоначальник заявил для "полного восстановления электро- и теплоснабжения" на северо-востоке столицы был создан оперативный штаб, а жителям пострадавших от аварии домов "оказывается вся необходимая помощь".
В официальном сообщении московских властей значилось, что буквально в течение нескольких часов после аварии, они планируют перевести дома на резервную схему снабжения. На схему то может и перевели. Но от протечек старых труб, перегруженных от случившегося, это, судя по всему, не спасает.
Здесь стоит напомнить, что утром 4 января температура воздуха в Москве опустилась до минус 25 градусов. Каково было людям в их сначала холодных, а потом протекающих квартирах с разорванными трубами – вопрос скорее риторический. И, судя по тому, как бьют в набат местные, проблема до сих пор не решена. Да и как может быть решена, если дело в отслуживших свое теплосетях?
Год от году не легче
За гнилые трубы должен лично отвечать Петр Бирюков, который в 2011 году был награжден "За безупречную службу городу Москве". Многое, видимо, с тех пор изменилось.
Новостные сводки из года в год пестрят сообщениями о прорыве труб в столице – только осенью прошлого года подобное произошло после включения от отопления в Москве. И это была даже не особо горячая вода. После же аварии на Бескудниковской ввиду сильных морозов Бирюков заявил о том, что ее планируют разогнать на максимум.
Результат можно было предсказать еще до вышеописанных событий.
Самое неприятное, что г-н Бирюков уже давно и слажено может заниматься отнюдь не тем, что помогает людям решать их коммунальные проблемы. Еще в 2015 году тогдашний председатель счетной комиссии Госдумы Александр Агеев попросил Генпрокуратуру проверить эффективность трат столичных властей на водоотведение после очередного "потопа" в Москве.
Чиновники тогда могли неплохо "попилить" вместе с ГУП "Мосводосток". The Moscow Post подробно освещал эту историю. Бирюков же уже тогда был "главным по ЖКХ".
Агеев же впоследствии покинул пост в Госдуме, объяснив это тем, что видение дальнейшей роли партии "Справедливая Россия", которую он представлял, отличается от "представлений руководства партии и руководства столицы". Не хотел "пилить"?
Тут хочется вспомнить, что еще в 80-е Бирюков стал фигурантом уголовного дела о хищении стройматериалов. Что много говорит о личности "главного по ЖКХ".
Складывается ощущение, что такой человек, как Бирюков, специально посажен на нагретое место с весьма однозначными целями. И винить в коммунальном коллапсе нужно не одного его. Вопросы хочется задать и градоначальнику Сергею Собянину, и тем же руководителям "МОЭК". То есть, по сути, Алексею Миллеру и его топ-менеджерам.
В знакомцах Бирюкова - бывший зампред правления "Газпрома" Андрей Круглов. Он какое-то время владел компаниями "Эй. Пи. Траст Ко" и "Пролетарский-Б", которые связаны с банком "Гарант-Инвест". К последнему, по данным "Новой газеты", имеет отношение семья Бирюкова: миноритарные совладельцы "Гарант-Инвеста" - Ирина Бирюкова и Екатерина Бирюкова.
Кстати, в Сети распускали слухи, якобы ЦБ проверял этот банк, через который будто бы "отмываются деньги московского ЖКХ и финансируются активы членов семьи Бирюкова". Правда это или нет – сказать сложно, в публичную плоскость данные не вышли. Однако совершенно точно известно, что в 2022 году ЦБ выявил факт манипулирования облигациями "Гарант-Инвеста".
Так что, судя по всему, Бирюков, как паук мог распустить свои сети по разным "доходным кубышкам", и, судя по набору коллег, которые встречаются и в энергетическом, и в банковском секторе, везде работает слаженно с командой из примерно одних и тех же личностей.
Почему это не пресекает градоначальник – вопрос открытый. Неужели тоже имеет свою долю с возможных заработков? Или просто куда больше озабочен ежегодным перекладыванием плитки?
Оставим разбираться главе Следкома Александру Бастрыкину, который уже стал, кажется, последней надеждой для потерявших покой жителей "гидравлической пороховой бочки", коими теперь можно называть москвичей.