Российская авиаотрасль в 2022 году одной из первых столкнулась с масштабными ограничениями. Forbes подводит предварительные итоги.
Закрытое небо
24 февраля президент Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции»* России на Украине. В тот же день премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, выступая в Палате общин парламента, заявил о запрете полетов на остров для российского «Аэрофлота». 26 февраля власти Евросоюза полностью запретили как поставки в Россию, так и лизинг самолетов, вертолетов и другой авиатехники, их страхование и техобслуживание. 27 февраля Минтранс и Министерство иностранных дел Канады сообщили, что закрывают свое небо для российских авиакомпаний, а на следующий день Совет Евросоюза лишил самолеты российских авиаперевозчиков «права посадки, взлета и пролета» над его территорией. Другие страны, не входящие в ЕС, тоже закрыли свои границы для российских самолетов. США запретили использовать небо страны всем российским самолетам с 2 марта. Всего к концу сентября закрылось от российской гражданской авиации 39 стран.
Авиахаб в Сочи
В начале марта 2022 года все крупнейшие авиакомпании России приостановили большую часть полетов за границу из-за западных санкций. Европейские и американские власти потребовали от иностранных лизингодателей прекратить лизинговые контракты с российскими авиакомпаниями и вернуть переданные им в аренду воздушные суда западного производства. Многие дальнемагистральные самолеты оказались «невыездными». В этих условиях в Сочи открыли международный хаб, который позволил организовать полеты без дозаправок за границу на российских ближнемагистральных самолетах Superjet.
Как у российских перевозчиков появились самолеты с «двойной регистрацией»
Большинство самолетов российских авиаперевозчиков было зарегистрировано в двух заграничных юрисдикциях: на Бермудских островах и в Ирландии. После того как Евросоюз запретил поставки, техобслуживание и страхование самолетов, а затем и полеты над своей территорией, а многие другие страны поддержали эти санкции, регистраторы заявили, что это мешает им вести надзор за безопасностью полетов российских воздушных судов.
В середине марта Управления гражданской авиации Бермудских островов и Ирландии отозвали сертификаты летной годности (СЛГ) нескольких сотен лайнеров российских авиакомпаний, а без СЛГ самолеты не имеют права подниматься в воздух. Россия срочно перерегистрировала свои воздушные суда дома, но при этом из-за того, что западные регистраторы стали затягивать исключение самолетов из своих реестров, возникла проблема так называемой двойной регистрации. Эта ситуация ведет к тому, что некоторые страны, например Китай и Турция, запрещают пролет таких лайнеров над своей территорией.
Точное количество самолетов с двойной регистрацией подсчитать сложно, поскольку отсутствует достоверная статистика исключения воздушных судов из западных реестров. Но именно двойной регистрацией объясняется тот факт, что регистраций больше, чем воздушных судов в эксплуатации.
«Каннибализация» импортных воздушных судов в российских авиакомпаниях
После того как страны Евросоюза, США и Канады закрыли в феврале 2022 года небо для российских авиаперевозчиков, а также ввели запрет на продажу в Россию самолетов и запчастей к ним, зарубежных маршрутов у отечественных авиакомпаний стало значительно меньше. Высвободившиеся самолеты остались на земле, и их начали использовать как источник запчастей и комплектующих. Уже в марте стало известно о массовом сокращении парка воздушных судов для, как сформулировали в одной компании, создания «бесперебойного канала поставки запчастей». Forbes приводит сведения о «каннибализации» из открытых источников.
Кто владеет самолетами российских авиакомпаний
В конце февраля не проходило дня, чтобы Евросоюз и другие страны не вводили новых ограничений для российской авиации. C 26 февраля запретили новые поставки самолетов и запчастей, техобслуживание и страхование, а также предписали в течение следующего месяца вернуть западным лессорам (лизингодателям) сданные в аренду отечественным перевозчикам воздушные суда. 26 февраля в Минтрансе состоялось совещание с участием Росавиации и представителей авиакомпаний, на котором перевозчикам разрешили не отдавать самолеты до появления требований о возврате. А 14 марта президент РФ Владимир Путин подписал закон о мерах поддержки гражданской авиации, который позволял регистрировать в стране права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у отечественных перевозчиков, а также разрешал этим воздушным судам получать отечественные СЛГ. Десять месяцев спустя западные лессоры не теряли надежды получить хотя бы компенсацию от страховых компаний и пошли в суды. По сведениям агентства Reuters, они требуют выплатить $6,4 млрд. И это далеко не полная стоимость оставшихся в России самолетов.