Андрей Вдовин, вероятно, имеет хороших друзей в Банке России. Иначе не объяснить, почему ему (точнее банкам, где он является акционером) часто могли прощать грехи, которые не позволительны для других: нарушение нормативов, кредитование собственников, халатное отношение к кредитной политике, нарушение антиотмывочных законов, и тп. Другие банки – даже за меньшую провинность, лишались лицензии. А банки Вдовина Центробанк постоянно пытается спасти. Так было и с М2М Прайвет Банком. Хотя, похоже, это не всегда получается, и теперь сам Вдовин может пострадать от своих «друзей» в надзоре.
9 декабря ЦБ отозвал лицензию у М2М Прайвет Банка, который принадлежал Вдовину. Но сколько времени потребовалось регулятору, чтоб принять решение! Перед тем, как о проблемах М2М стало известно и решением об отзыве лицензии прошло минимум два месяца. Все это время фактически пустой банк Вдовин совместно с ЦБ пытался спасти.
Долгое время у М2М были серьезные проблемы с ликвидностью, которые выражались в том, что он периодически задерживал платежи клиентам. Напомним, что М2М много работал с VIP-клиентами. Постепенно, понимая, что банк все чаще создает проблемы при сделках, клиенты стали покидать М2М. Это еще больше усугубило положение московского банка.
В ноябре ситуация стала публичной, ряд СМИ написали о проблемах с ликвидностью М2М. В этой ситуации скрывать проблемы уже было нельзя, и Вдовин обратился в ЦБ, и регулятор пообещал помочь, как сможет.
«АТБ совместно с М2М Прайвет Банком и ЦБ РФ разрабатывают механизм нормализации ситуации в М2М. Мы рассчитываем, что на следующей неделе М2М восстановит нормальную деятельность», - говорилось в релизе АТБ от 11 ноября. Это странно понять: в практике ЦБ часто были банки достаточно значимые для региона, но у них отзывают лицензию, а здесь ситуацию долго пытались нормализовать. Возможно, дело в том, что хотели помочь VIP-клиентам, а может, регулятор просто пытался спасти банк Вдовина
(или дать время на то, чтобы вывести из М2М последние активы). Возможно, такое желание Андрея Вдовина спасти М2М было обусловлено тем, что банкир не хочет терять деньги в своей «дочке». Взаимное кредитование АТБ и М2М составляло более 6 млрд рублей, поэтому проблемы одного банка Вдовина обернутся многомиллиардными резервами для другого.
Через месяц, 6 декабря, газета «КоммерсантЪ» написала, что Вдовин опять в ЦБ, и на этот раз просит льготного резервирования по кредитам, которые были выданы АТБ московскому М2М. Вдовин это формулировал «если не удастся нормализовать работу банка». Получается, что с 11 ноября, когда были опубликованы обещания урегулировать ситуацию за неделю (!), ничего сделать не удалось. В итоге 9 декабря, ЦБ отзывает лицензию у М2М и публикует пресс-релиз, в котором есть много интересных вещей. Лицензия у банка отозвана за некачественный кредитный портфель. Зато в конце этого сообщения, есть специальная фраза про АТБ: оказывается, сахалинский банк долго пытался спасти М2М, и регулятор это видел. Причем Вдовин так активно кредитовал свою московскую «дочку», что в октябре 2016 года регулятор запретил ему это делать. Получается, что проблемы М2М были видны еще в начале осени, но ЦБ не торопился отзывать лицензию у сомнительного банка, а чего-то ждал.
Вопрос – «чего ждал ЦБ?» очень интересный. Ведь проблемы М2М были «на лицо», да и АТБ в последнее время все чаще получает предписания от регулятора об устранении различных нарушений в деятельности. Любопытно, что для большинства проблемы М2М и АТБ были не секретом. Так в ноябре этого года международное агентство Fitch понизило рейтинг АТБ банка до преддефолтного, оценив риски банка в 10 млрд рублей (капитал АТБ сейчас 13 млрд рублей). При реализации рисков - отзыва лицензии у М2М, оттока вкладчиков и других клиентов может быть таким масштабным, что АТБ станет «пустышкой».
Об этом предупреждают независимые международные агентства. Но не Банк России. В релизе об отзыве лицензии М2М, регулятор вполне прозрачно намекает, что у АТБ «все хорошо», и он может дальше обслуживать клиентов. Но разве это так? Без помощи ЦБ – будь то льготное резервирование по невозвратным кредитам М2М, или ультро лояльное отношение к нарушениям в банковской деятельности, которые совершает АТБ, сахалинский банк, кажется, уже не смог бы оставаться на плаву.
Кстати, после отзыва лицензии М2М, появились интересные детали: объем рисковых активов превышает 10 млрд рублей, компенсация вкладов от АСВ составит 800 млн рублей, при этом в ЦБ неофициально сообщают, что обнаружены признаки вывода денег со стороны одного из акционеров М2М. Интересно какого? Может Андрею Вдовину, с которым так дружен Центробанк, позволили многие годы выводить средства за рубеж?
Теперь Вдовин – кандидат N1 на попадание в «черные списки» банкиров ЦБ, и его друг-ЦБ теперь станет для него очень недружественным. Но ясно, что ситуация могла бы развиваться совсем по-другому, и Вдовин мог получить еще госденьги на санацию М2М. Если бы не реформа института санации банков.
Кстати, беда не приходит одна, и Вдовина поджидает другая опасность - в спор с ним вступил известнейший олигарх Роман Абрамович: его структуры подали на незадачливого бизнесмена в суд на Кипре, требуя вернуть кредит в (на эти деньги Вдовин приобретал пакет акций сети «Азбука Вкуса»). Сейчас, возможно, стоит порадоваться, что система санации банков этой осенью находится в подвешенном состоянии: после критики существующей системы, ЦБ пока приостановил выделение государственных денег на спасение банков. Если бы механизм санации до сих пор работал, то, зная хорошее отношение ЦБ к Андрею Вдовину, не исключено, что АТБ получил бы госденьги для спасения М2М. И тогда масштаб сомнительного кредитования в банках Вдовина вышел бы на новый уровень. Поэтому очень хорошо, что Банк России временно прекратил порочную деятельность по выдаче кредитов на спасение недобросовестных банков.