Тема образования красной нитью прошла накануне через последнюю в уходящем году сессию Госсовета Татарстана. Почему депутаты и представители непарламентских партий сомневаются в профпригодности елабужских чиновников от образования, о чем попросили татарстанские депутаты спикера Госдумы Сергея Нарышкина и в чем Татарстан хуже даже «депрессивной» Карелии, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
«КАК МОЖЕТ РАБОТАТЬ УЧИТЕЛЬ, ЕСЛИ ПО СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ ОН НАБИРАЕТ 30 БАЛЛОВ?»
После того, как депутаты тихо-мирно внесли последние коррективы в бюджет Татарстана на 2015 год, они приступили к главному «блюду» — теме образования. В своем весьма сухом докладе министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов рассказал о сути реализации программ развития образования в РТ. И по шквалу вопросов и обвинений, которые посыпались на него после выключения микрофона, стало ясно, что работы в будущем году у него будет предостаточно. Задавали вопросы не только депутаты, но и приглашенные представители непарламентских партий, зарегистрированных в РТ. Правда, из 66 таких партий лишь 16 изъявили желание посетить парламент, а до трибуны были допущены и вовсе только 8 партийцев. Они с самого утра «грели уши» в зале заседаний, но право высказаться получили лишь однажды.
Итак, Фаттахов довольно оптимистично рассказал, что начиная с 2011 года на реализацию мероприятий стратегии развития образования в РТ было потрачено 10,5 млрд. рублей. За последние 3 года построено 156 детских садов, создано 30 тыс. дошкольных мест, с 2012 года отремонтированы 632 общеобразовательные организации, а с 2014-го современным оборудованием оснащены 19 колледжей. По результатам среднего балла ЕГЭ Татарстан находится в пятерке российских лидеров.
Новинкой года стало ЕГЭ-тестирование 16 тыс. татарстанских учителей-предметников. Более того, начинание признано передовым и рекомендовано для внедрения во всех регионах страны. Вокруг этой скользкой темы было сломано немало копий, ведь самым низкобалльным учителям грозит увольнение. Вот и депутат Руслан Юсупов недоумевал по поводу того, какой была цель проведения ЕГЭ среди учителей. «Как может работать учитель, если по своему предмету он набирает 30 баллов?» — возразил Фаттахов. Директоров школ по итогам аттестации разделили на три группы: лучшие, средние и догоняющие. Лучших рекомендовали в руководители так называемых базовых школ. Эта тема не раз обсуждалась в этом году: 550 из 1900 школ признаны базовыми, то есть с 11-летним обучением, остальные постепенно будут понижаться до статуса начальных (четырехлетних) или основных (девятилетних).
«МОЖЕТ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ЗАНИМАТЬ КРЕСЛО ГЛАВЫ РОНО ГОРОДА?»
Депутаты задавали вопросы министру не столько как государственные мужи, а скорее как отцы на родительском собрании. Гендиректор ТНВ Ильшат Аминов поинтересовался, что делается для повышения качества образования. «В некоторых районах количество учителей высшей и первой категории достигает 80 процентов, а сам район по рейтингу находится не на самом передовом месте», — с сожалением признал Фаттахов. Он заверил, что в министерстве поменяли подход к аттестации и повышению квалификации учителей. А чтобы был стимул работать над собой, планируется ввести новые категории — «учитель-наставник» и «учитель-эксперт», за которые полагаются надбавки.
Депутат Камиль Садриев поинтересовался, не будут ли из-за сложной экономической ситуации свернуты программы капремонта образовательных учреждений. Министр ответил, что принято решение серьезно взяться за капремонт детских садов. Гендиректор ЗАО «Эссен продакшн АГ» Леонид Барышев поставил на вид министру то, что еще недавно творилось в елабужских школах. По его словам, детей из малообеспеченных семей во время обеда там отсаживали за отдельный стол как каких-то особенных. «Может ли человек, принявший такое решение, занимать кресло главы РОНО города?» — возмутился Барышев. Фаттахов оказался явно в курсе этой отвратительной истории, он сообщил, что «меры приняты», начальнику вынесено замечание, а детей больше не отсаживают.
Гендиректор ООО «Оптовик» Вадим Махеев поделился с коллегами историей о том, как он спросил дочь, что ей мешает получить пятерку по русскому языку. На что она ответила, что три урока русского языка в неделю для этого мало. Солидарен с ним оказался и главреж Качаловского театра Александр Славутский. Но министр, конечно, был готов к острым вопросам. Так вот, по его словам, по желанию школьники могут брать дополнительные уроки по русскому или татарскому языкам, якобы для этого даже выделены дополнительные средства.
Как юрист и отец депутат Николай Рыбушкин поинтересовался, когда же наконец закончатся поборы в школах? Фаттахов на это ответил лапидарно, мол, «ведется системная работа» и принимаются «оргмеры против руководителей».
«К СОЖАЛЕНИЮ, ПРОДОЛЖИТЬ СВОЮ РЕЧЬ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ НЕ МОГУ»
Тема финансовых злоупотреблений в сфере образования вновь всплыла в выступлениях представителей непарламентских партий, которым дали, наконец, высказать все, что накипело за год. «Из доклада складывается благостная картина, что в республике с образованием все хорошо, а это не совсем так», — начал председатель республиканского отделения партии «Яблоко» Руслан Зиннатуллин. Припомнил он печально известную программу обучения учителей за рубежом «Алгарыш» и поинтересовался результатами ее исполнения. Также «яблочник» освежил в памяти недавнюю историю с поборами в школе №90: «Хотелось бы узнать, что изменилось, какие выводы сделало министерство, а не сухие цифры статистики». Также он пожаловался, что при отправлении ребят из Татарстана на спортивные соревнования в другой город проезд оплачивается только детям: «Даже в депрессивной Карелии проезд оплачивается не только детям и тренерам, но и родителям. В результате из-за того, что не все родители могут оплачивать поездку и проживание тренера, мы имеем гораздо худшие результаты».
Председатель республиканского отделения партии «Справедливая Россия» Рушания Бильгильдеева обрушилась с такой критикой, что после ее выступления даже «завис» компьютер спикера Фарида Мухаметшина, контролирующий время выступления докладчиков. Она заявила, что «чехарда» в образовании идет с министерства образования РФ: «Создается ощущение, что большинство реформ направлено не на сохранение образования на высоком уровне, а на разрушение даже тех малых достижений, которые появились». Она заявила, что ее партия требует ни много ни мало отставки министра образования РФ Дмитрия Ливанова. Далее она неожиданно произнесла короткую фразу на татарском языке, но пояснила уже на русском: «К сожалению, продолжить свою речь на татарском языке я не могу, поскольку я обучалась в той системе образования, в которой было всего один-два урока татарского языка в неделю». Бильгильдеева пожаловалась, что из-за этого она испытывает трудности при общении, и заявила, что новая концепция образования в стране вообще не учитывает специфику развития языков в национальных республиках. «Мы опасаемся того, что увеличение объемов преподавания русского языка может произойти за счет уменьшения объемов и часов преподавания татарского языка», — уже почти кричала она.
ДЕТСКИЕ САДИКИ РАЗМЕРОМ... С КОТТЕДЖ СРЕДНЕГО ЧИНОВНИКА
Первый секретарь РО партии «Российский объединенный трудовой фронт» Риф Зарифуллин рассказал о том, как в Московском районе «уполовинили» территории спортплощадок двух общеобразовательных школ. «То есть если раньше дети бегали и сдавали нормы ГТО на песке, то теперь они будут бегать вокруг здания по асфальту. А у ребенка ноги слабые, могут подкоситься, а это — разбитая голова», — предупредил Зарифуллин. Он пожаловался, что на отобранной у школ территории повсюду в городе строят «микроскопические» детские садики «размером с коттедж среднего чиновника». «Отдыхал в Таиланде, меня утром будил детский духовой оркестр. Территория, несмотря на то, что земля там стоит огромных денег, для детей выделена!» — поделился наблюдением трудовой активист.
Председатель РО «Российская партия садоводов» Владимир Дайнекин очень скептически высказался по поводу наших якобы блестящих результатов ЕГЭ. В том смысле, что хотя средний балл по ЕГЭ в Татарстане выше, чем в среднем по РФ, радоваться рано, так как этот средний российский балл очень и очень невысок. «Я посмотрел расписание уроков в математическом лицее, — рассказал Дайнекин. Первый класс: математика — 4 часа, русский язык — 4 часа, татарский язык — 5 часов. Мы хотим знать: если столько часов закладываем, каков общий результат?» Но особое сожаление у Дайнекина вызывает исчезновения из школьной программы астрономии: «Астрономия сочетает физику, математику, химию, биологию. Она формирует мировоззрение молодого человека!» Далее он усомнился еще и в качестве образования в татарско-турецких лицеях: кто и что там преподает? Но тут уже не выдержал ректор КФУ Ильшат Гафуров, он заявил, что такие лицеи в РТ давно закрыты, и не нужно вводить аудиторию в заблуждение.
ДВУЯЗЫЧНОСТЬ — НАШЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Были и вполне конкретные предложения. К примеру, руководитель регионального отделения «Партии ветеранов России» Альберт Бикмуллин предложил вышивать на школьной форме герб России, а также повязывать школярам галстуки цветов российского флага. «Законодательно закрепить участие работодателей в финансовой поддержке учебных заведений, которые учат профильных специалистов для их дальнейшей производственной деятельности», — также предложил он и добавил, неплохо бы добиться снижения налоговой нагрузки для предприятий, берущих на работу специалистов без опыта работы.
Глава республиканского отделения «Партии народной свободы» Марсель Шамсутдинов пожаловался на то, что ЕГЭ сужает кругозор школьников и что школы сегодня выпускают совершенно политически неподкованных граждан. Они не разбираются в государственном устройстве и равнодушны к проблемам в стране. Что до преподавания татарского языка в школах, Шамсутдинов подметил, что «двуязычность — наше конкурентное преимущество», кроме того, изучение языков хорошо тренирует мозг.
Подводя итог дискуссии, Мухаметшин заявил, что «есть разумные предложения и предложения, которые принять невозможно». В любом случае он попросил минобразования тщательно проработать каждое из них. Присоединился к беседе и премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Он согласился с тем, что «надо чаще встречаться», но предложил подумать, в каком формате это можно сделать. Вместе с тем премьер заметил, что услышал «много недостоверной информации», и заверил, что она будет проверена с юридической точки зрения — на клевету.
«ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛЬКО НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ НАРУШАЕТ КОНСТИТУЦИЮ... »
Чуть позже депутаты приняли, с подачи депутата Разиля Валеева, обращение к председетелю Госдумы РФ Сергею Нарышкину о проекте концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях России. Сейчас эта концепция бурно обсуждается в парламенте страны. В обращении говорится, что при всей целостности концепции в плане развития русского языка в документе сохранились положения, которые не дают конституционные гарантии по сохранению и развитию родных нерусских языков и не обеспечивают охрану и защиту образовательных и культурных прав народов России.
«Проект концепции предполагает введение единой государственной системы обязательного обучения основным предметам только на русском языке на всех этапах образования в сочетании с изучением родных языков и литературы лишь в качестве отдельных дисциплин, — говорится в обращении. — Данное положение вступает в противоречие с закрепленным в части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации правом граждан Российской Федерации на свободный выбор языка обучения, получившим развитие в действующем федеральном законодательстве. Получение образования только на одном языке в многонациональной Российской Федерации нарушит конституционный принцип равноправия народов».
Мухаметшин поддержал обращение, назвав его хорошо «выдержанным». «По этим вопросам в федеральный центр обращался президент Татарстана Рустам Минниханов, я сам лично встречался с Сергеем Нарышкиным, он заверил, что замечания от Татарстана будут тщательно изучены», — рассказал спикер. Текст обращения был поддержан депутатами единогласно.
«ЗНАЮТ ТАТАРСТАН И УЖЕ НЕ ПУТАЮТ С КАЗАХСТАНОМ»
В завершение самой последней в году сессии Мухаметшин по традиции подвел итоги работы. Многостраничный отчет лег на столы депутатов (журналистам его не раздали). «Год был трудным, но мы выдержали план работы, который утвердили на 2015 год, приняли значительное количество законопроектов», — заметил Мухаметшин, но покритиковал правительство за нерасторопность. — Нас напрягало, что в последний день перед заседанием вносились законопроекты, это должно быть редким исключением, а не правилом».
Что касается 2016 года, то спикер не питает иллюзий: «То, что мы будем работать в 2016 году в трудных условиях, я уже вам написал, и вы знаете это лучше меня». Он отметил, что антироссийские санкции мешают реализации продукции за рубежом, сделали невозможным получение кредитов: «Сложно стало продавать «КАМАЗы», сложно стало продавать химическую продукцию, резинотехнические изделия». Однако предприятия, работающие на оборонзаказ, такие как КОМЗ, КВЗ, по его словам, сейчас работают на полную загрузку. «Но сложности впереди, — пообещал спикер. — К сожалению, цены на энергоресурсы падают, все больше обесценивается рубль... Мы приняли тяжелейший бюджет на 2016 год, почти на 20 миллиардов меньше, чем в этом году. Но мы должны исполнять расходную часть бюджета, который остается на 70 процентов социально ориентированным».
Также он напомнил, что в будущем году в Татарстане начнутся подготовительные работы к празднованию 100-летия образования ТАССР (в 2020-м). Также он порадовал мыслью о том, что Татарстан как бренд уже хорошо знаком в мире. «Знают Татарстан, и уже не путают с Казахстаном», — пошутил он. «Мы работаем открыто и впредь будем поступать так же. Всех вас поздравляю с наступающим Новым годом и желаю, чтобы следующий год стал для нас всех чуточку счастливее», — подвел итог спикер. Мухаметшин заметил, что в нынешних сложных условиях принято решение не проводить празднование Нового года в парламенте и не дарить подарки, поэтому он ограничивается официальным поздравлением с трибуны Госсовета РТ.