В Тюмени разгорается новый конфликт, сопряженный с банкротством «Тюменьстальмоста». По инициативе одного из основных кредиторов предприятия ООО «Экспател» бизнесмена Игоря Юзефовича на базе имущества банкрота было создано новое юридическое лицо – АО «СтальМост» с уставным капиталом в 710,48 млн рублей. Впрочем, с решением комитета кредиторов не согласился Александр Забарский, считающийся одним из бенефициаров группы, в которую ранее входило тюменское предприятие. Скандально известный бизнесмен уже подал в суд заявление о признании решений недействительными, указав, что они нарушают его интересы. Новый поворот в резонансном банкротном деле может негативно сказаться на судьбе Забарского – «Экспател» подал в арбитраж иск о признании его несостоятельным, заявив о сотнях миллионов рублей долга. Пока стороны обмениваются исками, обязательства «Тюменьстальмоста» превысили 5 миллиардов рублей, а активы Забарского и его партнера обросли многочисленными заявлениями о вероятном мошенничестве в особо крупном размере. Кредиторы указывают и на резонансное банкротство «Татфондбанка», и на уголовное дело в отношении главы Удмуртии, и на миллиардные претензии со стороны ФНС. К прочему, остается открытым вопрос о банкротстве «Корпорации развития», миллиардные долги которой, судя по всему, были сформированы не без участия Забарского и «дружественных ему менеджеров».
Скандально известный бизнесмен Александр Забарский, который считается одним из бенефициаров таких крупных предприятий, как СП «Фоника» (ЯНАО), «Мостострой-12» (Тюмень) и «Тюменьстальмост имени Тюменского комсомола», начал новую войну за активы. Как выяснила «Правда УрФО», предприниматель пытается через суд признать недействительным ряд решений комитета кредиторов «Тюменьстальмоста».
Тюменьстальмост
При этом оспариваемые решения являются принципиально новым поворотом в масштабном банкротном деле тюменского предприятия. Как следует из документов арбитража региона, кредиторы договорились о создании на базе имущества ООО «Тюменьстальмост» нового юридического лица АО «СтальМост». Уставный капитал АО предполагалось разделить на 710,48 млн обыкновенных именных бездокументарных акций, подкрепленных имуществом «Тюменьстальмоста» примерно на аналогичную сумму (710,469 млн рублей).
Как отмечают наблюдатели, решение о создании новой компании, вероятно, было связано с намерением возобновить на ее базе некогда крупное производство.
Забарского такая оценка стоимости имущества не устроила. Бизнесмен заявил, что решение нарушает его интересы, поскольку от объема погашенных требований будут зависеть его личные долговые обязательства.
Этот эпизод позволил вскрыть новые подробности. Как выяснила «Правда УрФО», один из основных кредиторов «Тюменьстальмоста» ООО «Экспател» уже инициировал банкротные разбирательства в отношении самого предпринимателя. Так, в Арбитражном суде Ставропольского края сейчас рассматривается иск «Экспатела» о признании Александра Забарского несостоятельным. Организация заявила о долге бизнесмена в 623,7 млн рублей.
Здесь необходимо напомнить историю конфликта. Изначально миллиардные разногласия у бизнесменов Александра Забарского и Сергея Полевикова возникли со Сбербанк
ом. Полевиков являлся прямым владельцем 10% СП «Фоника» (учредитель «Мостостроя-12» и «Тюменьстальмоста»). Остальные 90%, согласно данным системы «Контур.Фокус», принадлежали ООО «Объединенная мостостроительная компания» (ОМК), основным владельцем которого, в свою очередь, была Phonica Aktiengesellschaft (Лихтенштейн). Александр Забарский формально числился руководителем «Тюменьстальмоста» и ОМК, а также ликвидатором «Мостостроя-12» и СП «Фоника». Впрочем, в СМИ предприниматели открыто позиционировали себя в качестве партнеров и совладельцев группы юрлиц.
В итоге разногласия со Сбербанк
ом вылились для бизнесменов в серию крупных исков. Именно госбанк в 2017 году подал заявление о банкротстве «Тюменьстальмоста». Требования кредитной организации превышали 1,3 млрд рублей. Полевиков и Забарский обвинили финструктуру в давлении, а представители Сбербанк
а в общении с «Правдой УрФО» открыто говорили о недружественных действиях бенефициаров СП «Фоника» и вероятном выводе из группы ликвидных активов.
Как результат, принято решение найти для «Тюменьстальмоста» нового инвестора, которым и стала известная на телекоммуникационном рынке компания – ООО «Экспател» бизнесмена Игоря Юзефовича. Она выкупила права требования у Сбербанк
а и стала активно участвовать в банкротстве. Процедура, впрочем, протекала крайне сложно с большим количеством трудовых, корпоративных и финансовых конфликтов, а сам инвестор оказался крайне не прозрачен в своей деятельности. Последним примером такой ситуации стали судебные разбирательства, в эпицентре которых, в том числе, оказалось АО «Транснефть
– Сибирь» и три юридических лица с одинаковым названием – «Тюменьстальмост».
Подчеркнем, что согласно последним данным, в реестр «Тюменьстальмоста» включены требования 80 кредиторов: вторая очередь – 8,9 млн рублей, третья – более 5 млрд рублей. При этом стоимость имущества предприятия была оценена в разы меньше. Основными кредиторами завода являются «Экспател» и акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет», который и вовсе изначально заявлял требования более чем на 3 млрд рублей.
При этом указанный конфликт – не единственное столкновение структур, связанных с Игорем Юзефовичем и Александром Забарским. Как подробно сообщала «Правда УрФО», «Корпорация Северо-Запад» (ранее «Экспател Северо-Запад») активно участвует в банкротом деле АО «Корпорация развития» (КР, акционеры – ЯНАО, Тюменская область, ХМАО-Югра). Примечательно, что права требования к КР на сумму порядка 2 млрд рублей структура получила от вышеупомянутого «Мостостроя-12», выполнявшего работы при возведении мостового перехода через реку Надым в ЯНАО.
Собеседники «Правды УрФО», близкие к руководству госактива, указывали на особую роль в формировании миллиардных долгов «Корпорации развития» ее экс-главы Сергея Новицкого, который якобы являлся «близким товарищем Александра Забарского». На текущий момент банкротные разбирательства в отношении «Корпорация развития» приостановлены. Кредиторы «Мостостроя-12» пытались оспорить передачу долга от госкомпании к «Корпорации Северо-Запад». Однако в ноябре апелляция признала сделку действительной, в связи с чем в скором времени суд может возобновиться.
Отметим, что бизнес, связанный с Полевиковым и Забарским, аккумулировал целую череду резонансных конфликтов. Так, «Правда УрФО» подробно рассказывала о разбирательствах СП «Фоника» с ФНС и требованиях фискалов доплатить в бюджет порядка 1,6 млрд рублей. Позже при банкротстве актива конкурсный управляющий и вовсе усмотрел в действиях управленцев признаки уголовно наказуемых деяний, направив в правоохранительные органы заявление о возможных преступлениях, предусмотренных статьями 159 УК РФ «Мошенничество», 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве» и 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями».
Сообщала «Правда УрФО» и о конфликте, развернувшемся вокруг торгово-развлекательного центра «Монпансье» в Санкт-Петербурге. Тогда Сбербанк
, финансировавший стройку объекта, также настаивал на вероятном мошенничестве.
«Во втором полугодии 2016 года СП «Фоника» было принято решение о реорганизации «Строительного управления – 1» в форме выделения всех ключевых активов в новое юридическое лицо. Как следствие, торговый центр перешел в ООО «Монпансье», а проблемы и хвосты остались на «Строительном управлении – 1». Впоследствии компания «Монпансье» была «продана» за периметр группы – Людмиле Добровольской. <…> Считаем данные действия мошенническими. <…> Найти решение с бенефициарами актива Добровольской и Забарским не удалось», – говорилось в официальном комментарии Сбербанк
а, предоставленном «Правде УрФО».
Кроме того, издание сообщало о сомнительных сделках СП «Фоника» и вероятном участии структуры в резонансном банкротстве ПАО «Татфондбанк», входившего по величине активов в ТОП-50 российской банковской системы.
Впрочем, наиболее резонансной историей стало уголовное дело в отношении главы Удмуртской Республики Александра Соловьева. По версии следствия, в 2014-2016 годах высокопоставленный чиновник получил от представителей организаций, строивших мостовые переходы через реку Кама и реку Буй у города Камбарки, взятки в виде денег на общую сумму 139 млн рублей, доли участия в коммерческой организации. За это Александр Соловьев якобы обеспечил коммерсантам внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий на пользование участком недр местного значения, а также общее покровительство и попустительство. ООО «РИК» было концессионером в проекте, а ООО «Мостострой-12» – подрядчиком. При этом, согласно данным системы «Контур.Фокус», до 2016 года первое возглавлял Сергей Полевиков, а Александр Забарскоий на совещаниях в правительстве республики значился как представитель обеих компаний.
Отметим, что в декабре текущего года Александр Соловьев полностью признал свою вину, дав подробные показания об обстоятельствах преступлений, а уголовное дело было передано в прокуратуру на утверждение обвинительного заключения. По данным федеральных СМИ, показания давал и Александр Забарский. Впрочем, статус предпринимателя в уголовном деле нигде официально не уточнялся.
«Силовики давно присматривались к Забарскому и его бизнесу, думаю, ближайший период, с учетом всех конфликтов, сконцентрированных вокруг него, станет определяющим для бизнесмена и многих, кто с ним связан», – делится своим видением ситуации источник, размышляя о новых спорах вокруг крупных активов.
При этом источники обращают внимание на усиление позиций одного из вероятных оппонентов Забарского – Игоря Юзефовича. «Тюменьстальмост», «Корпорация развития», а теперь еще и Курганская область – обсуждение Юзефовичем с врио губернатора Вадимом Шумковым совместных проектов в регионе…» – отмечает собеседник издания.
Добавим, что Юзефовича связывают с еще одним известным бизнесменом Альбертом Авдоляном (146 строчка в списке Forbes). Авдолян в свое время был учредителем ООО «Экспател». После того, как Авдолян стал совладельцем «Мегафона», как писали «Ведомости», «Экспател» активно получал контракты от оператора. В апреле 2016 года фонд Telconet Авдоляна и его партнера Сергея Адоньева продал 30% акций Yota Devices гонконгскому холдингу REX Global Entertainment за 46 млн долларов, сообщал Forbes.