Причиной иска стала национализация Киевом Sense Bank в июле этого года. Холдинг ABH зарегистрирован в Люксембурге, Михаил Фридман и Петр Авен — его миноритарные акционеры.
Компания ABH направила иск в Международный центр по разрешению инвестиционных споров. Она утверждает, что украинские власти, «сочетая методы корпоративного рейдерства и военной спекуляции», незаконно отобрали банк у его владельцев, бенефициаров и акционеров.
Sense Bank, бывший «Альфа-Банк Украина», перешел в собственность государства за 1 гривну. Управляет им теперь Минфин Украины. В Нацбанке страны заявили, что поводом для этого стала связь Фридмана и Авена с Россией, а также персональные санкции против них.
О перспективах и возможном успехе иска говорит адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:
«Обе стороны в городе Киеве еще 20 мая 1996 года подписали договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений или инвестиций, так называемый инвестиционный договор. С одной стороны — правительство Украины, со второй стороны — экономический союз Бельгии и Люксембурга. И вот именно в рамках этого договора и будет рассматриваться этот спор. Значит, здесь нужно иметь в виду, что Украина лишена права и она приняла на себя обязательства не прибегать к любым методам экспроприаций, национализаций или иным образом не изымать данные активы, которые считаются капиталовложениями. А та собственность, тот дочерний банк холдинга ABH, как раз и считается капиталовложением в рамках этого соглашения. В мае 2022 года Украина в свой профильный закон о санкциях в четвертую статью добавила отдельный пункт, который наделяет власти Украины правом изымать имущество, активы при одном единственном условии: формальный владелец либо его контролирующие лица попали под санкции Украины, все. Что и было сделано летом прошлого года. Опять же, если мы вернемся к статье 4 этого соглашения, там указаны те основания, при которых что-либо у инвестора, у люксембургского инвестора можно конфисковать, изъять, национализировать. Там три условия, и все они должны быть соблюдены. Первое: эти меры должны быть приняты в соответствии с действующим законодательством. И второе условие: эти меры не должны быть дискриминационными. А вот здесь вот могут возникнуть как раз спор и проблема. И третье, что должно соблюдаться, то есть Украина, национализировав эти активы люксембургской компании, должна была выплатить соразмерную эффективную компенсацию, чего, насколько я знаю, сделано не было. В данной связи все-таки я считаю, что чаша весов перевешивает в пользу холдинга ABH».
В пользу успеха иска говорит и многонациональный состав акционеров холдинга ABH, считает адвокат Георгий Сухов:
«В этом сообщении, которое появилось об этом иске, обращают на себя внимание несколько деталей. Первая: кто истец? Истец — это организация под названием ABH, зарегистрированная в Люксембурге. И среди участников этой организации не только российские предприниматели, Фридман и Авен, но также достаточно крупная международная банковская группа UniCredit, которая зарегистрирована в Италии, это итальянская банковская группа, у нее есть подразделения в Австрии и в других странах. Также среди крупных участников этой организации есть американская организация The Mark Foundation for Cancer Research, это одна из крупнейших организаций, занимающихся финансированием и исследованиями в области борьбы с таким заболеванием, как рак. То есть это довольно серьезный и большой международный консорциум, и он основывает свои исковые требования, если опираться на эти сообщения в СМИ, на международном праве, на том соглашении, которое заключено было между правительством Украины и бельгийско-люксембургским экономическим и инвестиционным союзом. И иск должен будет рассматривать соответствующий коммерческий международный арбитраж, который рассматривает разногласия в сфере инвестиций, достаточно серьезный арбитраж. И правовая основа у иска тоже достаточно серьезная, он не лишен оснований. Поэтому на первый взгляд это сообщение об иске выглядит как такое, которое указывает на его небезнадежность и достаточно серьезную юридическую основу».
В октябре 2022 года Михаил Фридман заявил, что готов отдать Киеву украинский Альфа-Банк бесплатно. Об этом он написал в письме главе Нацбанка страны. Вторым вариантом могла быть докапитализация акционерами банка на 1 млрд долларов.