Георгий Полтавченко предпочел лучше пойти по пути, проторенному Валентиной Матвиенко, которая устроила безальтернативные выборы в «Красненькой речке», чем понервничать, но допустить до выборов одного из самых популярных в Северной столице политиков — Оксану Дмитриеву.
Депутату Госдумы Оксане Дмитриевой не хватило подписей для прохождения муниципального фильтра — их у нее 111 вместо 156. По закону для регистрации кандидату в губернаторы необходимо собрать 10% подписей от числа муниципалов на день, когда принято решение о назначении выборов. Его должны поддержать не менее чем в трех четвертях советов. Муниципал может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой партией, и права отзыва своей подписи не имеет.
Проще говоря, от кандидата в губернаторы требуется собрать не менее 156 подписей в 84 муниципальных образованиях. При этом в законе есть норма, призванная противодействовать блокировке других кандидатов. Претендент на высший пост в Петербурге не может представить в горизбирком свыше 163 подписей.
Конкуренцию Георгию Полтавченко составят пенсионер Тахир Бикбаев, депутаты горпарламента Ирина Иванова и Константин Сухенко, а также лидер региональной «Родины» Андрей Петров. Спикер ЗакСа, лидер петербургской «Единой России» Вячеслав Макаров уже пообещал подумать над трудоустройством Бикбаева и Петрова (может, их выдвинут в депутаты ЗакСа или Госдумы), ведь это «очень достойные люди».
Все как один принесли в горизбирком по 163 подписи, а коммунистка Ирина Иванова и элдэпээровец Константин Сухенко заявили, что собрали даже больше — последний, например, заручился поддержкой 171 муниципала.
Таким образом, никому не известный пенсионер Бикбаев преодолел муниципальный фильтр, а Оксана Дмитриева — нет. Ее оппоненты говорят, что ей надо было лучше работать с муниципалами. Мариновать их нужно было или шинковать — не уточняется.
Бикбаев и Петров не скрывают симпатии к Полтавченко и не могут объяснить, зачем они участвуют в гонке, если им так нравится конкурент. «Я не иду по пути Полтавченко, я иду по своему пути. Мешать Полтавченко мы не будем, у нас есть предложения, которые помогут и Георгию Сергеевичу», — заявил выдвиженец от «зеленых» Тахир Бикбаев. Он надеется через несколько лет поучаствовать в выборах в Заксобрание.
Вячеслав Макаров уверен, что они баллотируются, чтобы донести до людей «идеи своих партий», ведь Бикбаев и Петров — «настоящие личности, способные работать». «Наши депутаты, которые их поддержали, попросили: если они не победят — чтобы их привлекли в «Единую Россию» или другие структуры, чтобы их выдвинуть в депутаты Госдумы или ЗакСа», — заметил главный питерский единоросс в беседе с журналистами.
Кандидаты не слишком охотно рассказывали, как именно они собирали подписи. Говорили лишь о том, что их возможности «недооценили». Все как один повторяли: к штабу Георгия Полтавченко за поддержкой не обращались. Впрочем, было бы странно, если бы они сказали наоборот.
Петров оценил свои шансы на победу как «безусловно высокие», Иванова ограничилась формулировкой «нормально», а Сухенко пообещал, что предстоящая кампания станет «самой положительной».
«За меня подписались в основном самовыдвиженцы, есть также из «Единой России» — это личные мои связи на поприще малого бизнеса, Торгово-промышленной палаты», — рассказала Иванова, признавшись, что в первом туре ей победить будет тяжело.
«Я не конфликтный человек, не ссорился с нынешней администрацией, поэтому нам ни о чем не приходилось просить, мы взяли столько подписей, сколько было нужно, — заявил глава Бюджетно-финансового комитета ЗакСа Константин Сухенко. — Те подписи, которые мы собрали, — это честные подписи».
Сухенко подчеркнул, что внимание в борьбе он будет уделять не полемике со Смольным, а предложениям и реализации тех инициатив, которые он считает необходимыми для города. Далее кандидат почему-то выступил с программой «зеленых», а не ЛДПР: «Буду говорить о хорошем — о том, что нужно больше заботиться о зеленых насаждениях, строить парки, добиваться, чтобы мы пили чистую воду и дышали чистым воздухом».
На фоне позитива симпатичных единороссов-кандидатов мрачнее тучи выглядела Оксана Дмитриева. Каждая подпись известной не только в Петербурге, но и в России Дмитриевой давалась с огромным трудом.
Предъявив членам горизбиркома 111 подписей (еще 4 она показывать не стала по просьбе муниципалов, которые просили представить их автографы только в случае достижения необходимых 156: они якобы опасаются давления), она вышла к журналистам, чтобы назвать губернаторскую кампанию позорной и заявить, что «нелегитимная, трусливая власть недолговечна».
«Основная стратегия господина Полтавченко заключается в недопущении реальных конкурентов к регистрации за счет блокирования муниципального фильтра, — срывающимся голосом заметила она. — Возникает вопрос: зачем было просить досрочной отставки, если Полтавченко даже на фоне высокого рейтинга президента и патриотического подъема граждан в состоянии избраться только путем устранения конкурентов незаконными и грязными методами?»
По ее словам, Генпрокуратура уже занимается штабом Полтавченко — расследуется процедура незаконного сбора 1000 подписей в его поддержку для блокирования муниципального фильтра, что может являться основанием для отмены регистрации кандидатов либо отмены выборов.
Проверка действительно идет, накануне для дачи показаний в надзорный орган даже вызывался начальник штаба Полтавченко Виктор Лобко. Чуть позже врио губернатора заявит, что Лобко «стал жертвой определенных технологий некоторых политиков, которые пытаются раздувать скандалы».
Полтавченко, появившийся в горизбиркоме за 20 минут до окончания приема документов, сообщил журналистам, что «эти цифры (свыше 1000 подписей. — Ред.) — плод чьего-то воображения». Он отметил, что подписи отданы добровольно: «Я ни у кого их не вымогал и не покупал».
Не исключено, что эти цифры — плод воображения пресс-секретаря «Единой России» в Петербурге Орланы Запольской, которая подтверждала информацию о тысяче собранных подписей и корреспонденту «Новой газеты».
Вячеслав Макаров объяснил ситуацию с «плодом чьего-то воображения» тем, что все муниципалы от «Единой России» были готовы поддержать Полтавченко. Что вовсе не означает, что все они за него подписывались.
Сенатором от Петербурга он, как и обещал, сделает «уважаемого человека» — спикера Совфеда Валентину Матвиенко, в «Единую Россию» пока вступать не планирует, верит, что победит в первом туре, в новом составе правительства возможны изменения, потому что «состав и структура правительства должны выстраиваться под вызовы современной ситуации».
— Вы, как избиратель, имеете право высказать свое мнение любым образом — за любого кандидата или против него, — заявил Полтавченко корреспонденту «Новой». — Перефразируя одного известного политика начала XX века, хочу сказать: есть люди, которым нужны громкие скандалы, а нам нужен динамично развивающийся город, в котором хорошо и комфортно живется всем петербуржцам.
— Вам не жаль, что Оксана Дмитриева не составит вам конкуренцию?
— Я как-то об этом не думал.
— Оксана Дмитриева сказала, что «нелегитимная и трусливая власть недолговечна», согласны ли вы с ней?
— Абсолютно согласен, что нелегитимная власть не то что недолговечна, она вообще не должна существовать. У нас, слава богу, власть легитимна, в том числе и в нашем городе.
— А насчет трусливой?
— А кого мне бояться?
— Дмитриевой.
— Господь меня пасет, бояться мне некого.
Несмотря на то что у горизбиркома 10 дней на проверку достоверности поданных подписей, Макаров заверил всех, что конкуренты Полтавченко собрали абсолютно легитимные автографы. По словам спикера Заксобрания, назначив Полтавченко временно исполняющим обязанности, Владимир Путин
показал, что «свое имя и авторитет кладет на чашу весов Георгия Сергеевича».
Далее последовала неожиданная лекция о патриотизме.
«Если кто-то из вас сейчас думает, что идет борьба за власть, то это не так. Идет борьба за Россию, борьба за наш город, за то, чтобы в этой геополитической системе координат город и Россия были стабильными», — с пафосом произнес Макаров.
На просьбу сказать, с кем же идет борьба, спикер ЗакСа закричал: «Вы что, телевизор не смотрите?!» Корреспонденту, спросившему, идет ли речь об Украине и США, Макаров уже на бегу бросил: «Про США и Украину я потом еще скажу!»