Дата вступления в силу американских санкций в отношении Группы ГАЗ Олега Дерипаски
перенесена с 23 октября на 12 декабря 2018 г. Об этом 19 октября объявил департамент по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC). Ранее такую же отсрочку получили другие компании Дерипаски – UC Rusal
и En+. Также в пятницу вице-премьер Дмитрий Козак встретился с послом США в России Джоном Хантсманом. На встрече речь шла о возможности выхода Группы ГАЗ из-под санкций. По словам Козака, правительство рассматривало различные варианты: «И с участием государства, и с участием других потенциальных покупателей». Один из вариантов – продажа доли автоконцерну Volkswagen. «Такой диалог был, но пока решения нет», – добавил вице-премьер.
Минфин США допускает снятие санкций, если доля Дерипаски опустится ниже контрольной. В июне стало известно, что бизнесмен обсуждает возможность продажи части доли. Среди вероятных покупателей назывался председатель совета директоров Группы ГАЗ Зигфрид Вольф.
Группа ГАЗ – крупнейший актив машиностроительного холдинга «Русские машины» Дерипаски. Выпускает автобусы, легкие коммерческие автомобили, грузовики, автокомпоненты, собирает легковые автомобили по контрактной схеме. Чистая прибыль группы в 2017 г. по МСФО выросла более чем в 3 раза до 3,5 млрд руб., выручка – почти на 10% до 164,6 млрд руб.
В американский санкционный список Группа ГАЗ попала 6 апреля 2018 г. наряду с Дерипаской и другими его компаниями. Первоначально минфин велел американским резидентам прекратить операции с российским автоконцерном до 5 июня, затем сроки были сдвинуты на октябрь. На резидентов других стран формально запрет не распространяется, но за сотрудничество с компаниями из списка они сами могут попасть под санкции. Крупные партнеры Группы ГАЗ – немецкие автоконцерны Daimler и Volkswagen, машины которых выпускаются на мощностях ГАЗа, сотрудничество с группой не прекратили.
Для Группы ГАЗ санкции не столь драматичны, как для UC Rusal
. Ведь они бьют по экспорту. А в отличие от металлургической компании автоконцерн большую часть продукции продает в России, комментирует старший аналитик «Атона» Михаил Ганелин. Но у компании есть иностранные партнеры в России, а часть комплектующих группа покупает за рубежом. Это может помешать как текущим проектам, так и будущим, указывает он. К тому же компания нацелена на развитие экспорта, напоминает аналитик «ВТБ
капитала» Владимир Беспалов.
Дерипаска искал инвестора для Группы ГАЗ и до санкций, продолжает Ганелин. Текущая ситуация может ускорить переговоры о продаже доли в ГАЗе, например, с Volkswagen, замечает он. И вопрос больше не в цене, а в готовности инвестора вкладываться в развитие Группы ГАЗ и рынок. Ведь пока Volkswagen в России концентрируется на легковых машинах, считает он.
В 2017 г. Группа ГАЗ и Volks-wagen продлили соглашение о контрактной сборке легковых машин до 2025 г. Среди новых проектов закупка немецких двигателей для «Газелей». А в октябре 2018 г. гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович заявил о намерении его компании, уже вложившей в России 1,85 млрд евро, инвестировать еще 500 млн евро. Часть этих денег может пойти на удвоение мощности российского завода двигателей. Других проектов Озегович не назвал.
Представитель Группы ГАЗ от комментариев отказался. Volkswagen и Daimler не ответили на запросы «Ведомостей».