На прошлой неделе заработал второй в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) – «Ямал СПГ», построенный «Новатэком» и его партнерами. Отгрузка первой партии на экспорт началась 8 декабря в присутствии президента России Владимира Путина
. Побывал на церемонии и предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Монополия контролирует первый построенный в России СПГ-завод на Сахалине.
В этот же день, 8 декабря, председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков объявил о созыве совета на 19 декабря. Директора обсудят перспективы «развития отрасли сланцевого газа и СПГ в различных регионах мира» и влияние их на компанию, а также возможность «актуализации долгосрочной программы развития «Газпрома», сообщил «Газпром». Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.
«Газпром» не первый раз озаботился влиянием СПГ на бизнес компании. Его директора уже дважды обсуждали этот вопрос: первый раз – в октябре 2013 г., второй – в октябре 2016 г. По итогам прошлогодних обсуждений компания пришла к выводу, что на основном для «Газпрома» европейском рынке американский СПГ «проигрывает конкуренцию трубопроводному газу». Но вместе с тем директора признали, что развитие СПГ-проектов – ключевая задача «Газпрома» для «расширения географии поставок и увеличения объема экспортируемого газа».
У «Газпрома» есть еще два СПГ-проекта – на Балтике (15 млн т) и во Владивостоке планируемой мощностью 1,6 млн т в год. Когда они будут построены, не известно. Зато компания планирует к 2023–2024 гг. построить третью линию завода на Сахалине, увеличив его мощность на 30% до тех же 15 млн т в год.
СПГ в мировом масштабе имеет большие перспективы, но «Газпром» не сильно продвинулся в этом вопросе, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Таким проектам не уделялось достаточно внимания, считает он.
Благодаря развитию СПГ в мире создается глобальный рынок газа, продолжает Нестеров. Экспорт СПГ в ближайшие годы в мире будет резко расти, соглашается аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В том числе европейские страны, получающие газ по трубе от «Газпрома», будут стремиться больше закупать СПГ, в том числе платить премию к спотовым ценам на газ, для того чтобы добиться энергонезависимости от единого поставщика, говорит Нестеров. Если «Газпром» не будет инвестировать в развитие технологий, то его доля на экспортных рынках будет существенно снижаться, считает Полищук.
У «Газпрома» хватает запасов традиционного газа, так что монополии нет необходимости инвестировать в более дорогие технологии для добычи сланцевого газа, говорит Полищук. В перспективе доля СПГ в мировой международной торговле, конечно, будет расти, но в ближайшие 25 лет трубопроводные поставки будут играть ведущую роль, соглашается замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Сейчас на 1 куб. м СПГ продается 2 куб. м обычного газа, отмечает он.