Gascade Gastransport, структура «Газпрома» и немецкой Wintershall, пытается найти финансирование для отвода от газопровода по дну Балтики Nord Stream. С кем именно компания ведет переговоры, не раскрывается. Но, считают эксперты, в любом случае найти деньги на проект российской монополии будет непросто на фоне недовольства новой трубой со стороны ЕС и санкций США.
Немецкий сетевой оператор Gascade Gastransport GmbH (владеют «Газпром» и Wintershall через СП WIGA) ведет переговоры с инвесторами о строительстве 485-километрового сухопутного ответвления от газопровода Nord Stream 2. Об этом сообщила пресс-секретарь Kassel (совладельцы — «Газпром» и немецкая BASF) Татьяна Бернерт, но не стала уточнять, с кем именно компания обсуждает проект. Газопровод-отвод Eugal пойдет от побережья Балтийского моря по суше через Германию в Польшу и Чехию. Мощность трубы — 51 млрд кубометров, запуск запланирован на 2019 год. Госпожа Бернерт сообщала, что стоимость Eugal оценивается в сумму от €1 млрд до €3 млрд.
Пока строительство отвода под вопросом, так как в конце июля немецкий энергетический регулятор Bundesnetzagentur не включил в планы ЕС по развитию энергетического комплекса проекты, относящиеся к Nord Stream 2. Вероятно, Eugal будет включена в план на новом рассмотрении в феврале следующего года, если к тому времени оператор Nord Stream 2 AG получит все одобрения на строительство морской части трубы. Но пока существенных подвижек в переговорах с ЕС не предвидится.
Ситуацию усугубляют новые санкции в отношении России со стороны США. Президент страны Дональд Трамп на прошлой неделе подписал закон, предусматривающий дополнительные меры против РФ, Ирана и КНДР. Он также фактически сложил с себя полномочия самостоятельно отменять антироссийские санкции. Теперь президенту США необходимо уведомлять Конгресс о таком намерении, а у Конгресса будет 30 дней, чтобы блокировать эти изменения. Уже действующие санкции усиливаются в части участия американских компаний в совместных энергетических проектах, в которых доля российских партнеров превышает 33% (ранее действовало ограничение 50%). Вашингтон выступает против газопровода Nord Stream 2, так как он «оказывает вредное воздействие на энергетическую безопасность Европейского союза, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе и реформы Украины в сфере энергетики».
По мнению экспертов, новые санкции США напрямую угрожают реализации энергетических проектов, включая Nord Stream 2. Так, в обзоре международного рейтингового агентства Moody`s Investors Service, отмечается: меры, утвержденные президентом США Дональдом Трампом, негативны для кредитоспособности «Газпрома» и российского топливно-энергетического комплекса в целом. Помимо северного газопровода речь идет также о южном коридоре в Турцию «Турецкий поток». Его российская монополия также планировала запустить в конце 2019 года. Санкции могут задержать реализацию обоих проектов, а также помешать компании использовать проектное финансирование для их осуществления, считают в Moody`s. Кроме того, санкции могут ослабить позицию «Газпрома» на переговорах с Украиной о новом соглашении по транзиту газа.
Как продолжается спор «Газпрома» и «Нафтогаза Украины»
Претензии «Нафтогаза Украины» к «Газпрому» продолжают увеличиваться. Компания собирается выставить «Газпрому» новые требования по иску о транзитном контракте. Теперь они могут вырасти с $13 млрд до более чем $18 млрд.