Саратовскому Фонду капремонта опять нужны свободные руки: теперь не только для выжимания задолженности с неплательщиков, но и просто для выписки платежек.
В последних числах 2022 года организация объявила 4 тендера, результаты которых должны определиться 20 января. Заявок от участников ждут до 16 января, но вся практика предшествующих лет показывает, что Фонд заключает договоры с одними и теми же компаниями. Причем ни УФАС, ни другие контрольно-надзорные органы такое положение дел не смущает.
Тому, кто будет вместо него начислять взносы, печатать и раскидывать по почтовым ящикам платежки, Фонд готов заплатить 36,6 млн рублей. Объявлено 2 тендера с начальной ценой 18,4 и 18,2 млн. По ним распределены все районы Саратовской области, включая собственно город Саратов. Контракты будут подписываться сроком почти на год, изготавливать и рассылать платежки исполнитель должен с 1 февраля по 31 декабря 2023 года.
Еще 31,2 млн рублей Фонд капремонта потратит на юристов, которые будут готовить, распечатывать и подавать в суд заявления о взыскании долга с неплательщиков. Тендеров опять же 2, ценой по 15,6 млн рублей каждый. Таким образом, вынос работы на аутсорсинг обойдется бюджету в 67,8 млн рублей. Фонды капремонта других городов занимаются этой работой сами, и юристов держат штатных. Но сколько ни доказывали саратовской организации, что таким образом строить работу гораздо выгоднее, ситуация не менялась.
В 2021 году Фонд попал в эпицентр скандала, когда попытался переложить траты на юристов на граждан. Он решил взыскивать с неплательщиков не только долги, но и судебные издержки, успев «снять сливки» примерно на миллион рублей. Когда жалобы граждан, а потом и организаций, включая Общественную палату, пошли уже на уровень Генпрокуратуры и ФСБ, начисления отменили. Правда, деньги гражданам так и не вернули. Точнее, объявили, что перерасчеты будут носить исключительно заявительный характер. То есть, гражданам придется писать заявления и доказывать, что с них взяли лишнее. С учетом того, как Фонд работает с населением и каково качество этой обратной связи, можно предположить, что большая часть собранной с граждан суммы так и утонула в Фонде.
Услугами сторонних юристов организация пользоваться не перестала. Начиная с 2017 года она обзавелась четырьмя постоянными подрядчиками и с тех пор с ними практически не расстается. Как подсчитали саратовские журналисты, в рамках контрактов с Фондом капремонта, начиная с 2017-2018 годов, отличную выручку имели следующие компании: ООО «Комплексные бизнес решения» (КБР) — 232,9 млн рублей. Фирма принадлежит Роману Шмелеву и Алексею Кузнецову, с Фондом у нее подписано 20 контрактов. ООО «РЦ Ресурс» - компания Элины Прошиной и того же Алексея Кузнецова плюс 10% у самого КБР, успела заработать 38,5 млн рублей.
ООО «Сервис М», бывшая фирма Кузнецова, а ныне — Ирины Шмелевой, получила 177,7 млн рублей, ООО «СарРЦ» Романа Шмелева - 12,9 млн рублей. Как можно видеть, все эти подрядчики — фактически единый конгломерат, объединенный одними и теми же контролирующими лицами. То есть с кем бы ни подписали контракт, деньги все равно остаются в одних руках.
О компании «Сервис М» стоит сказать особо. Начинала она путь к процветанию как подрядчик Фонда капремонта, а в этом году стала оператором транспортных карт для льготников, получив контракт на 38,2 млн рублей от областного Центра коммуникаций по вопросам соцзащиты населения. Запускали в Саратове эту новинку с большим скрежетом, карты оказались неудобны ни перевозчикам, ни пассажирам, но ни одного замечания в адрес их оператора не высказали ни минтранс, ни мэрия.
Конкурентов у "любимых юристов" Фонда капремонта при участии в тендерах практически не бывает, или же в их роли выступают компании с таким эклектичным набором муниципальных контрактов, что это выглядит откровенной имитацией настоящей конкуренции. Так, ставропольское ООО «Лаврентьева и партнеры», соперничавшее с КБР в начале 2022 года, вообще занималось не свойственными юристам услугами клининга, саратовское ООО «Солис» поставляло сахар в школу-интернат, ООО «Опыт-М» из Магнитогорска - ремонтировало стоматологическую поликлинику.
Между тем, отчет Фонда капремонта за 2021 год показывает, что своим прямым делом — поиском подрядчиков не для рассылки платежек, а для выполнения работ по ремонту домов, на которые платежи и собираются, организация занимается все слабее. В 2020 году подрядчики Фонда, занятые ремонтом, получили в общей сумме 1,9 млрд рублей, в 2021 — 747,7 млн. Договоров подрядчиками на ремонт домов подписано 2,9 тысячи в 2020 году и только 574 — в 2021.
Домов же вообще починили вдвое меньше, 469 в 2021 году против 985 годом ранее. Зато юристы продолжали стабильно получать заказы и наращивать выручку. Чемпионом стал «СарРЦ» - 174 млн рублей выручки за 2021 год, еще 109 млн заработал «Сервис М», 62 млн рублей — КБР и 19 млн рублей «РЦ Ресурс».
Учредители данных фирм, судя по ЕГРЮЛ, совмещают печатание платежек с владением управляющими компаниями и торговлей лотерейными билетами. Вопрос, почему Фонд капремонта так «эффективно» тратит бюджетные средства, остается открытым. Начался парад юристов не при нынешнем директоре Вере Прохоровой, она пришла на должность в 2018 году, через год после того, как Фонд прикормил специалистов по судам и платежкам. Региональное руководство попыталось уверить саратовцев, что такой аутсорсинг — это норма. Но ни в Воронеже, ни в Самаре, ни в Волгограде подобной карусели тендеров нет. У местных Фондов капремонта есть штат. Похоже, к ситуации пора все же присмотреться правоохранительным органам.
В конце 2022 года взносы за капремонт в Саратовской области еще и подняли. Ранее Фонд уверял, что эти средства на юристов не идут точно, тратить взносы можно на ремонт и только на ремонт. Но тогда почему же объемы этого ремонта так резко упали?