Поводом для претензий антимонопольных органов стал проект реконструкции радиологического корпуса онкодиспансера в Башкирии. Управление ФАС в республике обратилось в прокуратуру, чтобы не допустить проект, который реализуется по частной концессионной инициативе: это может ограничить конкуренцию, следует из письма главы Башкирии Рустэма Хамитова руководителю ФАС Игорю Артемьеву («Ведомости» ознакомились с текстом, представитель ФАС подтвердил получение).
Претензии, по мнению Хамитова, наряду с аннулированием конкурса на дорогу Стерлитамак – Магнитогорск (см. врез) осложнили социально и экономически значимые для региона инвестпроекты. Хамитов просит Артемьева поддержать их. Позицию центральной ФАС представитель службы не комментирует: с письмом только начата работа.
Спорная дорога
Артемьев уже поддержал решение комиссии ФАС по концессии на строительство дороги. ФАС рекомендовала аннулировать конкурс – по мнению службы, это замаскированный госзаказ, поскольку вложения инвестора полностью возмещаются из бюджета. «Мы будем преследовать такие концессии, мы будем разрушать их через суды и будем стремиться к тому, чтобы эти имитаторы были наказаны», – пообещал Артемьев.
Частный инвестор предложил правительству Башкирии проект создания онкорадиологического центра по концессионному соглашению, знает исполнительный директор Центра развития государственно-частного партнерства (ГЧП) Максим Ткаченко. Письмо не было оформлено в виде официальной «частной концессионной инициативы», в нем были только базовые параметры проекта для предварительных переговоров и обсуждений, уточняет он. Инициатор вправе проводить предварительные переговоры с уполномоченным органом власти, а если он не был определен – его заявка рассматривается как обращение от граждан или юридических лиц, объясняет Ткаченко, ничего криминального в том, что регион рассмотрел обращение инвестора, нет. Но УФАС, которое привлекли для рассмотрения предложения, решило выпустить предупреждение, говорит Ткаченко. Представители УФАС Башкирии и прокуратуры не ответили на запрос «Ведомостей».
Механизм частной концессионной инициативы появился в 2015 г. Он позволяет сэкономить время инвесторов на длительные предварительные согласования (см. график). При частной концессионной инициативе предложение заключить концессионное соглашение исходит от потенциального частного партнера, а не от государства. Инициатор проекта может направить предложение в правительство (федеральное, региональное или муниципальное). Процедура частной концессионной инициативы в законе описана, наверное, даже более подробно, чем госзаказа, поэтому действия УФАС выглядят несколько странно, говорит исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Если предложение устроило органы власти и они готовы реализовать проект на условиях частного инвестора, то обязаны будут опубликовать информацию на официальном сайте, и если другие инвесторы тоже подадут заявку, то победителя определяют на торгах, напоминает Чичканов.
Механизм использовал, например, оператор «Платона» «РТ-Инвест Транспортные системы» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю) – он подал в правительство заявку на разработку автоматической системы весогабаритного контроля, которую предлагает объединить с рамками «Платона». Всего, по оценкам Центра ГЧП, в регионах прорабатывается порядка 1000 частных инициатив (на стадии предварительных переговоров), более 400 были рассмотрены и опубликованы на портале торгов (с учетом дублирующихся на torgi.gov.ru опубликовано 628), больше 300 соглашений заключены на конкурсе или без него. Градации по отраслям на данный момент нет, но можно с уверенностью сказать, что более 90% соглашений – в коммунальной сфере, говорит Ткаченко.
Частная инициатива не предусматривает согласований с ФАС, замечает Чичканов. Это не единственный случай претензий со стороны ФАС к механизму и действия ФАС в какой-то мере оправданны, считает Ткаченко. Чтобы снять даже гипотетические претензии контрольно-надзорных органов, регионам лучше определить органы, уполномоченные рассматривать частные инициативы, замечает Ткаченко.