Генеральный прокурор Юрий Чайка сделал все для того, чтобы не допустить суда над думским депутатом от КПРФ Денисом Вороненковым, который смог свободно уехать из Россию в Киев. В украинской столице депутат, обвиняемый вместе со своими друзьями из числа офицеров ФСБ в похищении московского особняка, чувствует себя в безопасности — ему удалось представить себя жертвой политических преследований. В своих интервью политик активно кается в голосовании за присоединения Крыма и готов принимать участие в готовящемся процессе над беглым президентом Виктором Януковичем. Постфактум Следственный комитет вынес постановление о привлечении эмигранта в качестве обвиняемого и объявил его в розыск, но эта формальность вряд ли будет иметь какие-либо практические последствия. Видимо, кто-то в России очень не хочет публичного процесса над депутатом — тот слишком много знает.
Чайка дважды отказывался вносить в Госдуму представления Александра Бастрыкина о лишении неприкосновенности и привлечения к уголовной ответственности бывшего члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дениса Вороненкова. Первый раз глава СКР обратился с ходатайством в апреле 2015 года. Однако исполнявший тогда обязанности генпрокурора Александр Буксман ответил отказом, сославшись на то, что не проведены очные ставки между Вороненковым и другими фигурантами. Поэтому, посчитали в надзорном ведомстве, вина депутата не установлена. Вторая попытка была предпринята Бастрыкиным в январе 2016 года. На этот раз отказался вносить представление в Госдуму генпрокурор Юрий Чайка, мотивировав это тем, что следствие не выполнило указания Генпрокуратуры по устранению недостатков, выявленных в уголовном деле. По мнению Чайки, «обвинение Вороненкову носит предположительный характер и построено исключительно на однотипных показаниях» трех других фигурантов расследования. При этом все трое заключили досудебные соглашения о сотрудничестве с заместителем генпрокурора Виктором Гринем. От комментариев по этому поводу в Генпрокуратуре во вторник воздержались.
Следствию удалось провести только одну очную ставку — между Вороненковым и юристом Олегом Крыловым, участвовавшим в реализации мошеннической схемы. Затем Денис Вороненков стал игнорировать повестки и не отвечал на телефонные звонки из СКР. «А принудительно его, обладающего иммунитетом, привезти в следственный комитет никто не мог», — подчеркнул собеседник "Ъ".
Дело Вороненкова было возбуждено в октябре 2011 года, когда учредитель ООО «Тома» и владелец двухэтажного здания на Международной улице, 38 Отари Кобахидзе обратился в правоохранительные органы с заявлением о том, что недвижимость была похищена при участии гендиректора его фирмы Марины Владимирской.
В ходе расследования было установлено, что во время отсутствия Отари Кобахидзе госпожа Владимирская предложила полковнику МВД в отставке Вячеславу Полозкову переоформить право собственности на здание и быстро продать его по сходной цене. Офицер, в свою очередь, предложил поучаствовать в сделке своим знакомым из ФСБ — полковнику Андрею Мурзикову и подполковнику Сергею Шишакову. В схеме был задействован и депутат Вороненков, которого чекисты попросили подыскать покупателя на здание. Его Денис Вороненков нашел в лице предпринимателя Виталия Качура. Тот согласился приобрести 1,5 тыс. кв. м недвижимости за $2 млн. Хозяин, кстати, оценивал ее в $5 млн. В качестве аванса Качур в апреле 2011 года передал депутату Вороненкову $100 тыс наличными. Позже Виталий Качур вручил парламентарию Вороненкову еще $1,2 млн — за окончательное оформление здания в свою собственность. Однако Кобахидзе через суды удалось вернуть недвижимость. Фигуранты уголовного дела, давшие показания о причастности к афере Вороненкова, по приговорам получили, в основном, условные сроки. Качуру не повезло — он потерял крупную сумму денег и отправился в колонию на четыре года и два месяца общего режима.
По мере ухудшения положения отношения Вороненкова с подельниками начали портиться. 8 декабря 2013 года депутат был госпитализирован после драки в ресторане с экс-сотрудником ФСБ Андреем Мурзиковым. Позже стало известно о письме заочно осужденной в России предпринимательницы Анны Эткиной генпрокурору Юрию Чайке. Она обвинила Дениса Вороненкова и Андрея Мурзикова в организации убийства ее партнера по бизнесу Андрея Бурлакова, заказчиками которого могли быть бывший министр Игорь Юсуфов и его сын Виталий Юсуфов.
Не добившись разрешения на уголовное преследование депутата Вороненкова за мошенничество, СКР не смог до конца разобраться в еще одной подозрительной истории, связанной с коммунистом.
Во время обысков у депутата и его коммерческих партеров были найдены пистолеты Glock-19 и патроны. Оружие оказалось наградным: премьер-министр Киргизии выдал его «за весомый вклад в развитие материально-технической базы» МВД этой страны. Выяснилось, что в 2011 году партия «наградного» оружия (100 стволов) была приобретена Киргизией в Австрии, откуда ее сразу отправили в Россию. И согласно показаниям бывшего чекиста Мурзикова, свой «наградной» Glock-19 с положенным удостоверением на него он купил у депутата Вороненкова за $150 тыс.
По данным следствия, через народного избранника таким образом обладателями наградного оружия могли стать не менее двух десятков влиятельных людей — губернаторы, спортсмены, эстрадные исполнители. Оценку законности всех этих «награждений» в СКР, очевидно, дадут уже в ходе расследования основного дела экс-депутата. Последнего по результатам федерального розыска вскоре заочно арестуют судом и объявят в международный розыск по линии Интерпола. Правда, последний может в этом отказать, если сочтет преследование Дениса Вороненкова в России политически мотивированным.
На Украину экс-депутат Вороненков сбежал вместе со своей супругой — так же экс-депутатом (от «Единой России») и оперной певицей Марией Максаковой. Максакова известна как бывшая гражданская жена Владимира Тюрина — вора в законе по кличке «Тюрик». Ранее комиссия Госдумы по этике обнаружила, что вопреки закону депутат Максакова имеет кроме российского еще и германское гражданство.
Нынешний уголовный скандал — далеко не первый в биографии депутата Вороненкова. В 1995-1999 годах он служил в органах военной прокуратуры. С 2000 года работал старшим референтом в Госдуме и юристом партии «Единая Россия», где имел репутацию так называемого «решальщика». В 2001 году Вороненков стал советником гендиректора судебного департамента при Верховном суде Александра Гусева, организовав доходный бизнес по лоббированию решений судов. В апреле 2001 года сотрудник судебного департамента Вороненков был арестован при получении $10 тыс наличными от бизнесмена. Следователи намеревались допросить по этому делу и самого Гусева, но вмешались покровители Вороненкова, и 30 июля 2001 года дело было закрыто.