В деле все тот же предполагаемый заказчик – глава группы компаний «Размах» Игорь Тупальский, которому до момента истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности осталось около 6 лет.
Эра милосердия
Это уголовное дело, наверное, вошло бы в Книгу рекордов Гиннесса, если бы в книге нашелся соответствующий раздел. Оно феноменально с момента возбуждения.
Когда летом 2005 года Оксану Ледневу в людном курортном месте около поселка Рощино остановили люди в милицейской форме и, попросив представиться, выстрелили несколько раз из пистолета в грудь и лицо, газеты удивились дерзости преступников.
Позже именно по почерку (несколько некучных выстрелов в упор) был задержан предполагаемый киллер – бывший призер Кубка Москвы по поуэрлифтингу Денис Смелков, имевший характерную травму указательного пальца правой руки. Он заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, дал нужные следствию показания, после чего Ленинградский областной суд пришел к выводу, будто Смелков только остановил машину Оксаны Ледневой, а стрелял другой, кто к тому времени был мертв.
После откровений Смелкова был объявлен предполагаемый заказчик преступления – в то время глава ООО «Ассоциация по сносу зданий» Игорь Тупальский. Кроме него и Дениса Смелкова, все остальные названные следствием участники преступной группы были мертвы – так что с доказательной базой имелись, мягко говоря, некоторые сложности.
Игорь Тупальский с самого начала категорически отрицал свою вину и делал это на свободе. Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Трихлеб совершил революционный для нашего юридического сообщества акт милосердия: он отказался удовлетворять ходатайство следствия об аресте Тупальского, мотивировав это тем, что сама по себе тяжесть обвинения не может обосновывать необходимость изоляции.
Четвертая попытка
В первый раз Следственное управление СК РФ по Ленинградской области отправило это дело в Ленинградский областной суд в 2011 году. Но судья Светлана Наумова вернула дело прокурору в связи с процессуальными нарушениями, допущенными, по ее мнению, следствием. Речь шла о формальном нюансе: тексты постановления о привлечении Тупальского в качестве обвиняемого и соответствующей части обвинительного заключения чуть-чуть не совпадали. Речь шла о несовпадении в пару слов, но такая мелочь оказалась процессуально недопустимой.
В следующий раз дело поступило судье Андрею Худякову, который на одном из первых заседаний обнаружил с помощью адвокатов Тупальского новые процессуальные нарушения, из-за которых вернул дело прокурору вновь. На этот раз следователь, по мнению суда, неправильно указал сроки доследования.
Прокуратуре Ленинградской области удалось опротестовать поступок судьи Худякова в апелляционной инстанции Леноблсуда, которая решила, что судья Худяков сам нарушил процессуальный закон при возврате дела прокурору. Дело в третий раз вернулось в первую инстанцию, где было расписано той самой судье Светлане Наумовой, которая развернула его в первый раз.
Но защитники Игоря Тупальского обратились в кассационную коллегию Ленинградского областного суда, которая отменила постановление апелляционной коллегии и признала возврат дела прокурору судьей Худяковым обоснованным. Дело в очередной раз вернулось в областной Следственный комитет, который в очередной раз его расследовал и теперь уже в четвертый раз собирается направлять в Ленинградский областной суд.
Срок давности
Статья 78 Уголовного кодекса («освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности») для такого особо тяжкого преступления, как убийство Оксаны Ледневой, предусматривает самый большой – 15-летний – срок давности. 15 лет исчисляются с момента совершения преступления – в нашем случае 19 июля 2005 года – и истекают 19 июля 2020 года.
Позже в соответствии с 78-й статьей УК РФ, суд должен будет судить Игоря Тупальского и после вынесения приговора освободить от исполнения наказания – если, конечно, приговор будет обвинительным, а наказание не будет соответствовать высшей мере.
Если будущий суд сочтет Игоря Тупальского виновным в организации убийства Оксаны Ледневой, то вопрос применения сроков давности уголовный закон оставляет на усмотрение суда.
Такие правила игры диктуют принятые Государственной Думой России летом 2013 года поправки к Уголовно-процессуальному кодексу. Суть поправок в данном случае сводится к тому, что уголовные дела по преступлениям, за совершение которых не предусмотрена высшая мера наказания, рассматривают теперь не суды субъектов Федерации, а районные суды. Игорь Тупальский, повторим, не может после 19 июля 2020 года быть приговоренным к высшей мере наказания – соответственно, его дело не сможет рассматривать Ленинградский областной суд.
И никаких присяжных?
Данное обстоятельство существенно меняет те правила игры, на которые рассчитывал сам Игорь Тупальский. Изменение в законодательстве повлечет невозможность проведения процесса с участием присяжных заседателей. Обычно это радует следствие и не радует подсудимых. Ведь не имеющих юридического образования присяжных, которые к тому же в большинстве своем крайне недоверчиво относятся к правоохранительным органам, намного проще убедить в невиновности подсудимого, нежели профессиональных судей. Особенно при шаткости доказательной базы.
Справка:
Оксану Ледневу убили 19 июля 2005 года около 13.00 в поселке Рощино Выборгского района Ленобласти. Джип, на котором ехала Оксана, остановили два человека, одетые в милицейскую форму. Попросили предъявить документы и, убедившись, что за рулем именно Леднева, четырежды выстрелили женщине в грудь и в голову. Все произошло на глазах многочисленных свидетелей.
Леднева контролировала крупный бизнес по обращению бытовых и строительных отходов на территории Петербурга и Ленобласти. Связанные с нею компании оказывали полный спектр услуг по получению многочисленных экологических разрешений, необходимых всем строительным фирмам, в результате деятельности которых обязательно образуются отходы. Учитывая, что на рынке строительных отходов крутятся огромные деньги, на тот момент казалось, что пули могли прилететь откуда угодно. Наверное, поэтому убийство Ледневой долго оставалось «глухарем» - преступники не оставили никаких следов, кроме пуль от пистолета «браунинг». Еще обращал на себя внимание стиль киллера: преступник выстрелил в Оксану Ледневу 4 раза с очень плохой кучностью стрельбы. Притом, что стрелял почти в упор.
Позже именно этот «почерк» помог сыщикам связать убийство бизнес-леди с другими убийствами, в которых обвинили членов преступной группы, возглавляемой неким Сашей Татарином.
Конкретно в исполнении убийства Ледневой обвинили бывшего призера Кубка Москвы по пауэрлифтингу Дениса Смелкова. Смелков стал сотрудничать со следствием, благодаря чему, как нам представляется, и появились юридические основания для обвинений столь известной в бизнес-сообществе фигуры, как Игорь Тупальский. Он обвиняется в соучастии в преступлении, предусмотренном пунктами «ж» и «з» части 2 статьи 105 УК РФ («убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений»). За совершение такого преступления закон предусматривает очень суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения.
Любопытно, что в первоначальной версии обвинения Тупальского, датированной июлем 2009 года, следствие видело Дениса Смелкова в качестве человека, лично стрелявшего в Оксану Ледневу (у Смелкова была травма указательного пальца правой руки). Но из приговора Ленинградского областного суда от сентября 2010 года следует, что Смелков, переодевшись в милицейскую форму, только остановил машину Ледневой, а стреляло «иное лицо, в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано в связи с его смертью». Это дело слушалось в особом порядке, и Денис Смелков, благодаря активному сотрудничеству со следствием, за участие в нескольких убийствах и разбоях получил сравнительно мягкое наказание — 12 лет лишения свободы.