Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (КМСП), с момента учреждения в 2015 году возглавляемая Александром Браверманом, меняет генерального директора. Его место занял замруководителя департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Александр Исаевич. Распоряжение о перестановке подписал 22 декабря премьер-министр Михаил Мишустин. О таких планах эксперты говорили еще в начале этого года, однако сейчас необходимость кадровых изменений стала окончательно очевидна всем. При этом ситуация не так однозначна, как кажется. Так в чем же причина смены руководителя МСП и что будет после нее, разбирался Daily Storm.
Одной из главных причин произошедшего могли стать опубликованные в августе результаты проверки, проведенной в корпорации Счетной палатой. Главной целью аудирования было проверить документы КМСП на соответствие нормативно-правовым актам, регулирующим ее деятельность. Коллегия аудиторов начала сбор информации 15 января, планируя представить окончательные результаты проверки 25 декабря 2020 года.
Но недочеты в деятельности корпорации обнаружились уже к августу. Анализируя работу МСП с 2016-го по 2019 год, проверяющие обнаружили множественные недостатки в том, как компания вела дела. Серьезным нарушением была признана активная капитализация чистой прибыли МСП, несмотря на то что изначально предполагалось ее распределение на деятельность компании. Уже к 2017 году нераспределенная прибыль компании (то есть отправленная на капитализацию) составила 3,137 миллиарда рублей.
Комиссия также отметила неточности в рамках ведения документации. Так, среднесрочные цели организации выполнялись частично благодаря манипуляциям с критериями оценки, из-за чего в отчетах искажались данные. Например, некоторые критерии не соответствовали своему содержанию, фиксируя не фактический рост доли закупок у субъектов МСП, а лишь их общее за три года увеличение над зафиксированным нормативом.
Но возникшие у Счетной палаты вопросы не ограничивались исключительно вопросами документооборота, затрагивая большое количество различных аспектов. Среди них такие нарушения, как ведение деятельности, не обозначенной в законе об учреждении КМСП, или же ее вольная трактовка. Под руководством Бравермана организация под видом имущественной помощи малому и среднему предпринимательству реализовывала консультационные услуги.
Отвечая на эти претензии, бывший гендиректор заявлял, что корпорация осуществляла помощь с получением имущества малым и средним предпринимателям и «сопровождала весь процесс пользования (имуществом)». Последнее, кстати, в полномочиях МСП по закону не значится.
И несмотря на проводимые с имуществом операции, информация о них далеко не всегда публиковалась на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью. Из-за этого контроль за действиями организации в рамках помощи представителям среднего и малого бизнеса стало почти невозможно контролировать.
Немало вопросов вызывает и та помощь предпринимателям, которую удалось отследить. Так, в 2019 году малый и средний бизнес получил от МСП финансирование в размере 427,6 миллиарда рублей вместо планируемых на тот же период 1,12 триллиона рублей. Чем была вызвана такая разница в суммах, в отчете Счетной палаты не упоминается.
При этом председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов прокомментировал Daily Storm это обстоятельство так: «Там есть нецелевка (нецелевое расходование средств), но это всегда бывает в компаниях». Эксперт также не думает, что руководителю корпорации дали бы так легко уйти, если бы там было обнаружено нечто действительно серьезное.
Хотя, как выявила проверка СП, за пять лет работы компания так и не смогла принять предписываемую ей законом долгосрочную программу, обходясь лишь примерным выполнением среднесрочных нормативов программы Национальной гарантийной стратегии. Однако, как уже упоминалось ранее, частично такой результат мог достигаться за счет манипуляции с показателями статистики.
Несмотря на это, в версию с увольнением Александра Бравермана из-за результатов проверки Кирилл Кабанов не верит. В разговоре с Daily Storm он несколько раз отметил что претензий к нему (Браверману) нет, и это может быть обычной ротацией. Не исключает эксперт и того, что бывший гендиректор сам мог «банально устать».
Рассуждая о новом назначении Бравермана в ВЭБ.РФ, эксперт выразил мнение, что для бывшего гендиректора МСП оно не стало ни повышением, ни понижением. «Он остался в элите, по управленческому рангу остался в статусе». При этом эксперт затрудняется ответить о возможных перспективах управленца, предполагая, что это может быть работа с инвестиционными проектами, которые сейчас реализует ВЭБ.
Относительно же нового директора КМСП Кабанов говорит, что возможное направление его деятельности крайне сложно прогнозировать, но первоочередные шаги будут связаны с улучшением внутреннего контроля. «В том числе, чтобы уменьшить количество претензий со стороны Счетной палаты», — подытоживает эксперт.
Стоит отметить, что Корпорация малого и среднего предпринимательства подотчетна Росимуществу и ВЭБ.РФ, возглавляемому Игорем Шуваловым. Именно под его крыло на пост первого заместителя руководителя ВЭБ.РФ после своей отставки, игнорируя результаты проверки предыдущего места работы Счетной палатой, уйдет Александр Браверман.
До того как официально стало известно о переходе бывшего гендиректора на новое место работы, Шувалов успел положительно оценить вклад Бравермана в деятельность компании за пять лет работы, отметив, что КМСП как организацию развития ждет реструктуризация и плодотворная работа по достижению национальных целей развития.