Бомба в центре Санкт-Петербурга

Источник
На плавучую АЭС «Академик Ломоносов» тайно загрузили ядерное топливо?
Телерепортаж о том, как успешно продвигается проект плавучей АЭС «Академик Ломоносов» (а строят атомную баржу с 2006 года), обернулся курьезом: журналисты наткнулись на некое помещение, которое оказалось спецхранилищем ядерного топлива. И, как выяснилось, хранилище это уже заполнено. А поскольку на атомной барже находится сразу два ядерных реактора, то и количество урана, похоже, немалое. При этом до ближайших жилых домов – рукой подать, а в двух километрах расположен Эрмитаж.

Все минувшее лето в Петербурге шли жаркие дебаты: можно ли в густонаселенном районе Петербурга загружать топливо в реакторы плавучей АЭС «Академик Ломоносов»? Вопросы атомщикам задавали депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания, а также экологи и просто неравнодушные люди. В итоге была создана петиция, которую поддержали более 11 тыс. человек.

– Против опасного эксперимента выступили тысячи петербуржцев, – рассказывает эксперт по проблемам ядерной безопасности Рашид Алимов. – Это показывает, что люди прекрасно понимают риск, которому их хотели подвергнуть.

Протест против «заливки» ядерного топлива высказывали не только петербуржцы.

В ситуацию вмешались известные политические деятели нескольких скандинавских стран. В частности, со своим обращением как к руководству госкорпорации «Росатом», так и к властям Санкт-Петербурга выступил министр иностранных дел Норвегии Берге Бренде.

На «мертвом» якоре

Противостояние началось еще весной, когда 15 марта депутаты Законодательного собрания Петербурга проголосовали против запроса к губернатору о загрузке ядерного топлива в реактор плавучей АЭС. Похоже, что перед этим Ростехнадзор и «Росэнергоатом» все же подтвердили, что загрузка топлива в реактор планируется в период с 15 до 28 марта 2017 года, а администрация города в ответ дала согласие на загрузку топлива и запуск реактора. Однако тогда «Росатом» успокоил всех, как показалось, пообещав не загружать ядерное топливо. «Провести загрузку и запуск реакторов плавучей АЭС в Петербурге помешала обеспокоенность соседей России по Балтийскому региону тем, что в международном морском праве отсутствует такое понятие, как «несамоходный плавучий ядерный объект», – сообщал журналистам еще в конце июля новый глава «Росатома» Алексей Лихачев. Выходит, обманул?

СПРАВКА

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов», проект 20870 – несамоходное судно высотой с 10-этажный дом. Водоизмещение – 21 500 тонн. Экипаж – 70 человек. Плавучая АЭС оснащена двумя реакторами, которые способны вырабатывать энергию, достаточную для города с населением 250 тыс. человек.

Впрочем, проблема выглядит более глобально.

– Мы не должны забывать, что по-прежнему нет никаких законодательных барьеров для проведения радиационно опасных работ в черте Петербурга, – говорит депутат Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов. –Проведение в черте города работ, относящихся к категории ядерно опасных, было запрещено еще в середине 1990-х годов распоряжением Анатолия Собчака. Это стало одной из причин закрытия ядерного реактора в Военно-морском инженерном институте – он работал на территории Адмиралтейства. Потом отказались и от строительства атомных подводных лодок на Адмиралтейских верфях. Однако сегодня в Петербурге ведется строительство сразу трех атомных ледоколов – «Арк­тики», «Сибири» и «Урала». Пока атомоходы даже не включены в перечень объектов, на которых вводится постоянный госнадзор за радиационной безопасностью. В результате проверяющие структуры, по всей видимости, вынуждены согласовывать свои нечастые визиты на предприятия, где возводятся атомные суда, с прокуратурой.

– Мы считаем, что на плавучей АЭС и атомных ледоколах нужно ввести режим постоянного государственного контроля, – считает Михаил Амосов. – Но гораздо больше необходим полный законодательный запрет на проведение любых радиационно опасных работ в черте Петербурга. В конце концов, не важно, как власть будет объяснять отказ от проведения ядерно опасных операций, главное, чтобы в центре многомиллионного города навсегда прекратили загружать ядерное топливо.
В случае с «Академиком Ломоносовым», как уже говорилось, об этом стало известно совершенно случайно. После, впрочем, информацию подтвердили и сотрудники «Рос­энергоатома».

– Топливо, привезенное и размещенное на борту плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», скоро вывезут из города и отправят на завод-изготовитель, – пообещал заместитель главного инженера филиала концерна «Росэнергоатом» «Дирекция строящихся плавучих атомных станций» Кирилл Топоров. – Оно будет отправлено на Машиностроительный завод (МСЗ, город Электросталь, Московская область), а потом отдельным транспортом доставлено в Мурманск на загрузку.

А если снова пожар?

Но для чего же понадобилась такая сложная схема обращения с высокообогащенным ураном? Сначала его из Подмосковья доставили в Петербург, теперь будут везти обратно на Машиностроительный завод в Электросталь? Потом из Электростали – в Мурманск..? Почему уран нельзя было сразу отправить на базу «Атомфлота» в Мурманск? И как вообще он вдруг оказался на борту недостроенной плавучей атомной станции «Академик Ломоносов» в центре 5-миллионного города? С кого теперь спрашивать?

Как мне кажется, получается, что обманули всех – и обитателей многомиллионного города, и главу МИД Норвегии Берге Бренде, который прислал благодарность. Норвежский министр сообщил, что «высоко ценит партнерство между двумя странами в сфере ядерной безопасности».

«Наша Версия» писала о странных пожарах, происходивших на плавучей АЭС. Первое возгорание случилось на борту «Академика Ломоносова» в декабре 2016 года. Потом – в июле 2017 года. Сами собой возникают вопросы: а был ли в момент пожара на борту строящейся станции высокообогащенный уран? А верить ли после всего случившегося словам, что его там не было? И что, если опять случится пожар?
Персоны Компании
«Роснефть» стала крупнейшим заказчиком фонда Катерины Тихоновой
Госкомпания и ее «дочка» в течение трех лет заключили контракты c «Иннопрактикой» почти на 600 млн рублей.
Спонсорами фонда предполагаемой дочери Путина оказались бактерии, разлагающие нефть.
«Иннопрактика» раскрыла источник трехкратного роста прибыли.
Обзор Telegram: Гуцериев отдал овощную базу ЦБ РФ, а Роснефть влила 11 млрд долларов в убыточных индусов
Собственники санируемого Бинбанка Михаил Гуцериев и Михаил Шишханов начали делиться в обмен на сотни миллиардов рублей от Банка России.
«Ядерная» энергетика Сергея Кириенко
Владимир Путин сделал ставку на Сергея Кириенко перед президентской кампанией 2018 года не потому, что беспокоится за ее исход. Назначение Кириенко — это попытка модернизировать управление страной, и конкретно регионами, по образцу «Росатома».
Мирный атом откладывают в долгий ящик
Планы вводов АЭС в России могут измениться.
Российские атомщики прорвались в неверном направлении
Самая амбициозная программа государственной корпорации «Росатом» ведет отрасль в тупик.
Пошла плясать губерния
Зачем понадобилось массово менять глав регионов накануне президентских выборов?
«Россетям» мало монополии
Сетевой холдинг хочет поглотить диспетчера ЕЭС России.
Василий Бойко поправит финансовое здоровье за счет Росатома
Скандальный бизнесмен Василий Бойко-Великий имеет все шансы заработать десятки миллионов долларов на продаже государству стратегически важного подрядчика строительства атомных электростанций.
Чем грозит семье сенатора Арсена Канокова пожар на рынке «Синдика»
Компания потеряла минимум 4 млрд рублей и может получить иски от арендаторов.
«РВК должна научиться привлекать частные деньги»
Глава РВК Александр Повалко о новой стратегии института развития.
Бойко-Великий продаст «Росатому» подрядчика строительства Белорусской АЭС
«Росатом» купит у бизнесмена Василия Бойко-Великого компанию-подрядчика «Сезам», известную инцидентом с падением корпуса реактора для Белорусской АЭС. Сроки проведения сделки форсируют риски банкротства «Сезама».
Причиной крупной энергоаварии на Дальнем Востоке стала ошибка диспетчеров
«Системный оператор» неправильно задал параметры работы релейной защиты на объекте Федеральной сетевой компании.
Приморье разбудили отставкой губернатора
Владимира Миклушевского сменил глава «Росморпорта» Андрей Тарасенко.
Утонул в щебенке
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко не может решить элементарных проблем.
США поменяли "Росатом" на Узбекистан
В течение семи лет США закупят сырья на $300 млн, чтобы снизить закупки у структур «Росатома».
«Мегапроекты в Арктике без прямого участия государства невозможны»
Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша о том, чем ледоколы похожи на трубопроводы.
Россия оставит у себя турбины Siemens
Новые электростанции в Крыму должны заработать через год, поэтому найти замену не получится.