«РУСАЛ» опубликовал первую полугодовую отчетность со времени введения апрельских санкций США против компании и ее акционеров Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга
. Как и ожидалось, во втором квартале резко сократился объем продаж алюминия, но на фоне высоких цен на металл EBITDA и чистая прибыль «РУСАЛА» заметно возросла. Но санкции уже оказали негативное воздействие на производство: на выпускавшем продукцию для США Надвоицком заводе «РУСАЛА», который с апреля работал на склад, компания вынуждена начать консервацию мощностей.
6 августа «РУСАЛ» выпустил отчетность по итогам первого полугодия и второго квартала. Выручка за полугодие выросла на 4,8%, до $5 млрд, скорректированная EBITDA — на 14,4%, до $1,12 млрд. Чистая прибыль увеличилась более чем вдвое, составив $952 млн против $470 млн годом ранее.
Второй квартал практически целиком прошел под знаком санкций: 6 апреля управление контроля зарубежных активов Минфина США (OFAC) включило Олега Дерипаску и подконтрольные ему активы, в том числе «Базэл», En+ и «РУСАЛ», в SDN-список. Его фигурантам запрещен бизнес с резидентами США и доступ к финансовой системе страны. В итоге за второй квартал «РУСАЛ» произвел 939 тыс. тонн алюминия, что на 2% больше, чем годом ранее, но продажи упали на 21,7%. Выручка компании в квартале сократилась на 8,7%, до $2,25 млрд. При этом EBITDA выросла на 8,2%, до $552 млн, чистая прибыль — на 44,2%, до $408 млн, что не в последнюю очередь может быть связано со скачком цены на алюминий на 18,2% (до $2,26 тыс. за тонну).
Санкции против «РУСАЛА» привели весной к ралли цен на металл, что считается одной из причин того, что изначальные условия ограничений США смягчили.
Срок выхода из долга и акций компаний Олега Дерипаски, изначально ограниченный 7 мая, неоднократно продлевался — сначала до 6 июня, потом до 5 августа, а на прошлой неделе — до 23 октября, когда должна истечь и временная лицензия на ведение бизнеса с «РУСАЛОМ». Но в отчете компания предупреждает, что по-прежнему оценивает как весьма высокую вероятность того, что санкции окажут ощутимое негативное воздействие на ее бизнес, хотя его масштаб прогнозировать пока не готова.
«РУСАЛ» декларирует, что ищет новые рынки сбыта и активно развивает внутренний рынок. Отражением этого процесса можно считать рост доли сегмента «Россия и СНГ» по итогам первого полугодия с 24% до 29%. Но параллельно падают и продажи на зарубежных рынках. Доля США в продажах снизилась с 17% в первой половине 2017 года до 14%, Азии — с 17% до 13%. Источник “Ъ” на инвестрынке отмечает, что падение доли Азии отражает осторожность потребителей Японии, а также Тайваня и Кореи при взаимодействии с компанией, находящейся под санкциями. Вместе с тем, по его мнению, внутренний рынок имеет ограниченную емкость, и говорить о том, что доли продолжат перераспределяться, преждевременно.
При этом из-за санкций с августа «РУСАЛ» начинает консервацию электролизных мощностей на Надвоицком алюминиевом заводе (НАЗ) в Карелии. Как пояснили в компании, в результате введения санкций НАЗ «лишился рынков сбыта и стабильных поставок сырья, продукция завода оказалась невостребованной, так как производство было полностью ориентировано на американский рынок». Поэтому с апреля НАЗ работает только на склад, генерируя значительные убытки.
НАЗ, как и ряд других низкомаржинальных активов, доставшихся «РУСАЛУ» в результате объединения с СУАЛом Виктора Вексельберга
, стоял в очереди на закрытие много лет, но в силу социального фактора останавливать его не решались. Еще в 2011 году «РУСАЛ» хотел закрыть НАЗ на фоне низких мировых цен на алюминий и высоких затрат на электроэнергию, вопрос об этом вновь подняли в 2013 году, намереваясь решить его за счет выкупа у ТГК-1 «Газпром
энергохолдинга» Ондской ГЭС (купили в 2014 году). Сейчас «РУСАЛ» в Надвоицах развивает предприятие по выпуску алюминиевых радиаторов отопления и намерен также построить центр обработки данных (ЦОД), использующий энергию ГЭС. Предполагается, что сотрудники электролизного производства НАЗа будут трудоустроены на этих предприятиях.