Американская балерина обвинила руководство Большого в вымогательстве

Источник
Джой Вомак утверждает, что после возвращения Сергея Филина в ГАБТ у нее потребовали $10 тыс. за партию в спектакле.
Возвращение худрука балета Сергея Филина в Большой театр ознаменовалось скандалом с участием американской балерины Джой Вомак, который окончился ее уходом из театра. Уволившись из ГАБТа, Вомак рассказала «Известиям», как ей не давали выступать без протекции и требовали $10 тыс. за выход на сцену в сольных партиях, которые ей положены по контракту солистки. Более того, девушку не выпускали на сцену даже в кордебалете, ссылаясь на ее индивидуальную манеру. Все, кого она разоблачает, обвинения отрицают.

18-летняя Джой Вомак из Техаса стала первой американской балериной, которой предложили контракт на обучение в Московской академии хореографии. Это произошло благодаря встрече Вомак с ректором академии Мариной Леоновой на гастролях ГАБТа в США. 

В 2012 году Вомак окончила академию. В ГАБТе с ней подписали контракт солистки, но девушка начала танцевать в кордебалете Большого театра. Пробиться на сцену оказалось сложнее, чем ожидала молодая балерина. Вомак рассказывает, что руководство постоянно хвалило ее за успехи (в частности, Вомак выиграла Гран-при в Гонконге), но при этом намекало на то, что ей необходим спонсор или покровитель. 

— Мне говорили: молодец, Джой, сейчас вернется Сергей Юрьевич (Филин. — «Известия») и решит, что с тобой делать дальше, — рассказывает Вомак. — А когда Сергей Юрьевич приехал, то сказал: нет, эта девушка должна остаться в кордебалете. Мне говорили: Джой, у тебя нет спонсора, у тебя должен быть какой-то спонсор, кто-то может за тебя как-то вот... поговорить, что сейчас уже в нашем театре невозможно по-другому. Должна быть заинтересованность во мне. Одна из преподавателей чуть не плакала со мной и говорила, что никогда не видела, чтобы такой талантливой девушке не давали танцевать. Она посоветовала идти в другую труппу, чтобы не мучить себя.

Вомак рассказывает, что отношение к ней в Большом всегда было такое: ой, она американка, у нее деньги, наверное, есть, почему же она не платит или почему спонсора себе не найдет?

Вслед за первым разговором с вернувшимся Филиным Вомак узнала и цену «заинтересованности». 

— Я узнала, что $10 тыс. я должна платить за вариации, чтобы выйти в одном спектакле, чтобы партию сделать, — говорит Вомак. — Эта сумма была озвучена конкретным человеком, но я не буду называть его имени. Потому что я его действительно уважаю.

Сам же Сергей Филин, по ее словам, не захотел даже ее смотреть. 

— Я подходила к Сергею Юрьевичу в этом году: вы хотя бы посмотрите меня один раз, и вы увидите, что я на многое способна, что меня можно выпускать на сцену, — рассказывает Вомак. — Он отвечал: нет, ты понимаешь, что я уже все знаю. Меня не волнует, что ты училась в Московском училище, ты подумай сама, ты должна быть похитрее.

Также Вомак рассказывает о странных манипуляциях с ее зарплатой и участии в этом советницы Филина Диляры Тимергазиной. 

— Она как бы моими делами занималась, бумагами, визой. Они вот давали мне последний договор с 17 сентября 2013-го  по 14 марта 2014 года на 198 тыс., и еще 30% от этого должно уходить на налоги. Потом я в бухгалтерии узнала, что мне не сделали ИНН, хотя налоги с зарплаты уходили, — говорит она. 

В данном случае речь идет уже о последнем контракте с Вомак, который был подписан сторонами 15 октября 2013 года (имеется в распоряжении «Известий»), — также на должность солистки. Под контрактом стоит подпись нового гендиректора Большого театра Владимира Урина.

За некоторые выступления, по словам Вомак, ей не платили вовсе. 

— Были случаи, когда часть труппы вывозили на неофициальные гастроли, — рассказывает она. — Например, я ездила в Воронеж в марте этого года. Мне даже не платили, говоря, что мне это может впоследствии помочь в моем становлении как балерины. А я рада была просто выйти на сцену.

Балерина говорит, что в курсе этих дел был бывший заместитель Филина Руслан Пронин. 

— Пронин придумал эту контрактную систему, — рассказывает Вомак. — Я работала несколько месяцев, поначалу мне даже не несли контракт. Контракт заключили задним числом. Когда я говорила, что не хочу в этом участвовать, он отвечал: ну давай, Джой, ты же у нас умная.

В заключение балерина поделилась с «Известиями», что после увольнения не собирается выяснять отношения с бывшим руководством, подавая заявление в полицию или суд. 

— Я хочу забыть все это, как страшный сон, — говорит Джой Вомак.

По словам балерины, недавно она заключила контракт с театром «Кремлевский балет».

Сергей Филин прокомментировать заявления балерины не смог: как выяснили «Известия», на этой неделе артист вновь улетел в Германию на плановое лечение глаз и его телефон отключен. Супруга Филина Мария Прорвич не брала трубку, а его сестра Елена отказалась комментировать ситуацию. 

— Адресуйте все вопросы Сергею, — заявила Елена Филина.

Также недоступны были экс-управляющий балетной труппой Руслан Пронин и нынешняя заведующая балетной труппой Галина Степаненко.

Однако, по словам балетмейстера-репетитора Большого театра и преподавателя Вомак Марины Кондратьевой, у американской балерины были объективные трудности с работой в Большом театре. 

— Она очень хорошо окончила Академию, прошла конкурс, и ее взяли в труппу, — рассказывает Кондратьева. — Однако у нее все же другие школа и выучка. Так говорят репетиторы, я сама выясняла этот вопрос. И еще она очень плохо запоминает движения, долго разучивает их. А так как репертуар большой, то ей сложно. 

Кондратьева отметила, что Джой Вомак мечтала о сольных партиях, но практика работы в Большом театре такова, что начинающие артисты должны пройти через кордебалет. И обижаться на это не нужно: правила одинаковы для всех.